Соломон
(1033(?)-928(?) до н.э.) - воплощение
Майтрейи-Мории (см. П/П-30.6.34). С 967(?) г. соправитель, с 965(?) г.
правитель еврейского царства, объединенного его отцом Давидом.
Духовный писатель, поэт. Согласно Дн-19.12.27, жил в VII в. до н.э.
Годы его правления были для страны мирными (само
его имя означает "мирный", "благодатный") и богатыми. Лишь в конце они
были омрачены восстаниями подчиненных народов. От соседей стекались
огромные богатства. Процветала торговля. Строились многочисленные
здания и города. С. заменил племенное деление на
территориально-административное, создал разветвленный аппарат
управления. Ввел твердую систему налогов, трудовой и воинской
повинности, укрепил армию. Начал широкую разработку медных рудников.
При нем активно развивались ремесла, науки и искусства, заимствовались
технологии из других стран. С. женился на дочери египетского фараона,
а после еще на других царских дочерях соседних стран, что также
способствовало миру и материальному благополучию Израильско-Иудейского
царства.
Один из важнейших героев Библии. Согласно ей, в
начале царствования пришел к алтарю, изготовленному Моисеем, и имел
сновидение, в котором Бог велел ему просить, что тот хочет. С.
ответил: "Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ
Твой и различать, что добро и что зло" (3-я Царств, 3:9). "И сказал
ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не
просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих... даю тебе
сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя,
и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, что ты не просил, Я даю
тебе, и богатство и славу" (там же, 3:11-13). Так и случилось. С. имел
как научный разум (упомянуты его познания в биологии), так и духовную
мудрость, особенно ярко проявленную в вопросах нравственности. С. не
только обращал мудрость на проблемы своей страны, но и наставлял
иноземных царей. И поныне он является классическим образцом
мудрейшего. С. выстроил на горе Мориа в Иерусалиме храм для главной
святыни - ковчега со скрижалями Завета, данного Моисею, его же
прежнему воплощению. Позднее для своих иностранных жен выстроил
святилища богов разных народов - подобные эксперименты по сближению
религий он проводил до и после, будучи Рамзесом и Акбаром.
В Библии сказано о сочинении С-м 3000 притч,
частично вошедших в текст Библии (этические афоризмы), и 1005 песен,
2 псалма из которых включены в Псалтирь. Приписывают ему и другие
книги Священного Писания. "Песнь Песней" (авторство см. в Дн-21.8.21)
интерпретируют как аллегорию: иудеи - как любовь между Богом и
Израилем, христианские церковники - как духовный брак Бога с Церковью.
"Екклесиаст" некоторые рассматривают как писание С-а, уставшего от
роскоши, но приводятся данные и за то, что книга написана спустя
несколько веков после С-а. Так или иначе, идея отказа от суеты ради
истинной (духовной) жизни хорошо соответствует образу жизни С-а,
который среди сотен жен и огромных богатств оставался свободным от
страстей, всегда помнящим высшие принципы духовной этики, воплощавшим
их в жизни государства и передававшим их другим людям изречениями и
личным примером. Своей жизнью он показал, что жить мудро, праведно
выгодно даже материально. "Книга Премудрости Соломоновой", хотя и
близка идейно "Притчам Соломоновым", ныне датируется где-то первым
веком до нашей эры, поскольку известна лишь на греческом, а еврейского
аналога не найдено. Кроме этого, С-у приписывается еще пять текстов и
письма.
Крайне важным персонажем его "Притч" и вторящей
им "Книге Премудрости" является Премудрость (по гречески София),
удивительно напоминающая Святого Духа именно как женской ипостаси,
Матерь Мира и Материю Люциду. "Господь имел меня началом пути
Своего... от века я помазана, от начала, прежде бытия земли... когда
Он еще не сотворил ни земли... ни начальных пылинок вселенной. Когда
Он уготовлял небеса... я была при Нем художницею" (Притчи, 8:22-30).
Сравним: "...сила, украшающая Нашу Вселенную... Матерь Мира..."
(Бе-156).
"...она есть неистощимое сокровище для людей;
пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров
учения... художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный,
многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный... и по
чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы
Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и
чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она - одна, но
может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет... в сравнении со
светом она выше... все устрояет на пользу... она таинница ума Божия и
избирательница дел Его... знает дела Твои, и присуща была, когда Ты
творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по
заповедям Твоим" (Премудрость Соломона, 7:14, 21-29; 8:1, 4; 9:9).
Указывается, что С. владел перстнем с осколком
Камня Чинтамани (см. "Криптограммы Востока", Дн-10.4.22), имел власть
над духами стихий, вовлекая их в творческий труд, а также "уже
пользовался летательным аппаратом" (Н-121). По легендарным сведениям,
интересовался оккультными науками, которые до него у евреев были почти
не развиты, добывал книги такой тематики с Востока, приглашал ученых
из Индии и Египта, писал труды по медицине, астрологии, магии, в чем
имел последователей не только среди евреев, но и арабов. Иногда
изображался в виде льва. В еврейской "Агаде" много легенд о С-е, в том
числе о его путешествиях во времени и царствовании над множеством
миров, о чтении им мыслей подсудимых.
"... животные служили царю... не заоблачный
Владыка царь С. Он сходит к народу и, подобно другим Владыкам Востока,
изменив платье, мешается в толпах, чтобы знать все тайны жизни. Свой
перстень с чудесным камнем, в котором была заложена основа мира, царь
С. оставляет на хранение жене своей, царевне Египта... "...он летал по
всему миру и учился правде во всех странах, и даже он был на далеких
звездах"" (Н.К. Рерих, "Царь Соломон" - из сб-ков "Шамбала" и
"Твердыня пламенная").