Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич

Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич

(9/21.1.1905, Петербург,-7.8.1993, там же) - художник-пейзажист (в технике пастели), входивший в группу "Амаравелла" (см.). Его "космическая" живопись иногда очень близка по стилю картинам Н.К. Рериха, так что несколько произведений Б.А. корыстными торговцами были приписаны Н.К. (также Н.К. были приписаны музейщиками произведения Б.А., подаренные Б.К. Рериху). Автор нескольких автобиографических книг и воспоминаний о Рерихах.

Многие родственники имели отношение к искусству. Тетя входила в круг "Мира искусства", как и ее муж А.П. Иванов (см.) - автор неизданной монографии о Н.К. В августе 1917 г. семья переехала в Москву. Здесь Б.А. стал посещать рисовальный кружок при Высшей стрелковой школе. В библиотеке нашел книгу о Рерихе и на всю жизнь увлекся им. Работал (1921) в Российском телеграфном агентстве (проверял работу телефонных аппаратов), потом переписчиком в Высшей стрелковой школе. В 1922-6 гг. учился в Московском инженерно-экономическом институте. 22.10.1922 познакомился с художником П.П. Фатеевым, стал его учеником, читал философские и теософские книги. Переписывался с В.В. Кандинским. 24.10.1923 дебютировал на "Выставке пяти", вместе с Фатеевым и А.Ф. Микули. В приезд в Москву Рерихов (1926) Б.А. первый из "Амаравеллы" пришел знакомиться в гостиницу. Н.К. рекомендовал его А.В. Щусеву, и осенью Б.А. приняли в художественный институт ВХУТЕМАС. До того же, года три, он учился в студии Ф. Рерберга. Вместе с "Амаравеллой" участвовал в двух американских выставках и ряде советских. Институт накануне крайне нежелательного распределения перестал посещать, и был исключен. В 1930 г. поступил в аспирантуру Института металлов Наркомата путей сообщения, но в июне после "чистки" был отослан в Самару. С трудом смог вернуться, с февраля 1931 г. устроился преподавателем в автогенно-сварочный техникум, потом в институт того же профиля (позднее - факультет МВТУ им. Баумана). Преподавал также в вечернем Механико-машиностроительном институте, консультировал на производстве. Летом путешествовал ради художественных занятий. С 1937 г. - доцент.

24.6.1941 был арестован и осужден на 10 лет "за антисоветскую пропаганду" (общался с арестованным А.В. Соколовым (Вольским) и московскими тамплиерами; переписка с Нью-Йоркским музеем послужила отягчающим обстоятельством), после отбытия этого срока добавили бессрочную ссылку в Акмолинскую область, где Б.А. нашел работу учителя рисования. После реабилитации (сентябрь 1956) работал в Институте Металлургии Академии Наук. В 1962 г. защитил диссертацию. С 1965 г. заведовал лабораторией сварки специальных сталей и цветных металлов ВНИИМонтажспецстрой. На пенсию вышел в 1973 г.

По-настоящему получил возможность писать картины лишь в конце 50-х, однако приобрел большую известность. Членом Союза художников стал в 74 года. Участвовал более чем в 60 выставках, из которых половина - персональные. Предпочитал долгие годы продолжать циклы: "Космос", "Прозрачность", "Север", "Алтай", "Звенигород", "Северные монастыри" и др. Кроме пейзажей, любил изображать соборы. Много раз посещал рериховские места.

В 1957-60 гг. дружил с Ю.Н. Рерихом, через него познакомился с рижанами, помогал Ю.Н. в подготовке к изданию статей Н.К. и в организации выставки Н.К. Встречался и со С.Н. Рерихом. Участвовал в Рериховских чтениях 1979 года. Был первым председателем Московского Рериховского Общества (учреждено 17.2.1990) при Государственном музее Востока (этому музею, кстати, были подарены около двухсот его работ). Вышла книга о нем: З.П. Грибова. Путь длиною в век. Самара: Агни, 2003. Альбом, наборы открыток, воспоминания и дневники Б.А. изданы в Одессе.