Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Школа Императорского Общества поощрения художеств

29.9.1839 император подписал положение (и штаты) о государственной Рисовальной школе (сначала учили только черчению, рисованию и лепке), а 31.10 сенат опубликовал решение об открытии в Петербурге таковой школы, с задачей подготовки мастеров для художественной промышленности (из рабочей среды) и преподавателей для подобных школ (небольшие частные художественные школы и рисовальные классы при промышленных предприятиях известны с 1806). Прием учеников производился круглый год. Обучение бесплатное. 20.12.1857 из ведомства Министерства финансов школа была передана Обществу поощрения художеств, в 1878 г. она переехала в здания ОПХ (главное - на Большой Морской улице, 38). Обучение стало платным, самых способных со временем стали освобождать от платы и давать стипендии. В 1889 г. были открыты пригородные отделения, в 1897 г. - художественно-ремесленные мастерские (малярно-декоративная, декоративно-лепная, литографическая, печатная, керамики и живописи по фарфору и фаянсу). Огромный вклад в развитие Школы внес Д.В. Григорович (см.).

Н.К. Рерих стал директором Школы в апреле 1906 г. Летом съездил в Европу для ознакомления с организацией подобного образования (помог ему также опыт школы М.К. Тенишевой - см.), а затем принялся за реформирование. Восстановил деятельность педагогического совета, с которым его предшественник не считался. Пригласил новых педагогов из известных художников. Поднял уровень преподавания в общерисовальных и этюдных классах. Ликвидировал класс отмывки тушью и класс частей тела. Основал новые: медальерный, "малой архитектуры" (мебель), женский этюдный, художественной вышивки, монументальной живописи, витражей, графического искусства (оформление книги, этикетки, рисунков обоев), литографии и офорта, рисования с живых цветов и стилизации, анималистики, обсуждения эскизов, натурно-фигурный, головно-этюдный и/или головно-живописный, съемки с натуры и изучения стилей, чертежно-архитектурные, чеканки, мастерские иконописную, декорационную и обойную. Классы керамики и живописи по фарфору и фаянсу преобразовал в фарфоро-керамическую мастерскую, классы вышивки - в рукодельно-ткацкую. Реформировал мастерские декоративно-малярную и декоративно-лепную, основал или реформировал резчицко-столярную и живописи по стеклу. Печатно-литографическую мастерскую разделил на литографскую и граверную. В первой из них в 1910 г. было начато издание "Сборника работ учащихся Школы ИОПХ", а затем выпущено несколько книг. Открыл воскресные классы. Ввел лекции по анатомии, педагогике, истории русского искусства (древнего), уроки музыки и хоровое пение - для общехудожественного образования. В годы войны открыл иконописную мастерскую для раненых ветеранов. Устраивались концерты, экскурсии в столичные музеи и старинные русские города, ежегодные публичные выставки работ учащихся. Был создан Музей русского современного искусства (где были картины и Н.К.; существовал с 15.9.1915 до 1918). Школа стала крупнейшей художественной в России, и прежняя концепция устарела: в 1913-4 гг. Н.К. предлагал преобразовать художественную школу в школу искусства всех отраслей. Однако реформам помешала война. Число учащихся доходило до двух с половиной тысяч, а преподавателей до восьмидесяти, так что были задействованы дополнительные помещения. Среди преподавателей были очень крупные художники.

Н.К. преподавал и сам: обычно вел класс обсуждения эскизов [и композиции]. Некоторых учеников привлек к работе в Талашкино. В августе 1917 г. из-за болезни был вынужден оставить пост директора, оставшись членом комитета и попечителем. Например, 11.11, узнав о разгуле вандализма, предложил перенести музей и самые ценные издания в свою квартиру, что и было произведено. Около 26.11.1917 выслал из Карелии в Петроград проект преобразования Школы (Комитет ОПХ заказал его 5.10.1917, вслед за предварительной заметкой, датированной 29.9), бывшей на грани закрытия, в Свободную Академию, который был заслушан на Педагогическом совете 2.12. Текст проекта датирован 24.10, дополнение - 12.11. В ЛД-"Народная Академия" Н.К. ошибочно утверждал, что во второй половине ноября он приезжал по этому вопросу в Петроград. На самом деле он приехал 30.12. 31.12.1917 и, возможно, 3.1.1918 в присутствии Н.К. состоялось обсуждение проекта, он был одобрен и, вероятно, частично реализован. Планировалась замена прохождения последовательных учебных классов на творческую работу в одной из мастерских, избранной отрасли искусства, с сохранением общих лекций по истории искусств, анатомии и перспективе.

В 1921 г. Школа стала Государственным художественно-промышленным техникумом, после ряда реорганизаций названным Ленинградским (ныне Санкт-Петербургским) Художественным училищем. С 23.1.1992 оно носит имя Н.К. Рериха. 9.10.1994 на здании открыта мемориальная доска.

Специально Школе посвящен очерк Н.К. "Цветы художества" (ЛД-17.12.34).