Школа Императорского Общества поощрения художеств
29.9.1839 император подписал положение (и штаты) о государственной Рисовальной школе (сначала учили только черчению, рисованию и лепке), а 31.10 сенат опубликовал решение об открытии в
Петербурге таковой школы, с задачей подготовки мастеров для
художественной промышленности (из рабочей среды) и преподавателей для подобных школ (небольшие частные художественные школы и рисовальные классы при промышленных предприятиях известны с 1806). Прием учеников производился круглый год. Обучение бесплатное. 20.12.1857 из
ведомства Министерства финансов школа была передана Обществу поощрения
художеств, в 1878 г. она переехала в здания ОПХ (главное - на Большой Морской улице, 38). Обучение стало платным, самых способных со временем стали освобождать от платы и давать стипендии. В 1889 г. были открыты
пригородные отделения, в 1897 г. - художественно-ремесленные
мастерские (малярно-декоративная, декоративно-лепная, литографическая, печатная, керамики и живописи по фарфору и фаянсу). Огромный вклад в развитие Школы внес Д.В. Григорович (см.).
Н.К. Рерих стал директором Школы в апреле 1906 г.
Летом съездил в Европу для ознакомления с организацией подобного
образования (помог ему также опыт школы М.К. Тенишевой - см.), а затем
принялся за реформирование. Восстановил деятельность педагогического
совета, с которым его предшественник не считался. Пригласил новых
педагогов из известных художников. Поднял уровень преподавания в общерисовальных и этюдных
классах. Ликвидировал класс отмывки тушью и класс частей тела. Основал новые: медальерный, "малой архитектуры" (мебель),
женский этюдный, художественной вышивки, монументальной живописи,
витражей, графического искусства (оформление книги, этикетки, рисунков
обоев), литографии и офорта, рисования с живых цветов и стилизации,
анималистики, обсуждения эскизов, натурно-фигурный, головно-этюдный и/или головно-живописный, съемки с натуры и изучения стилей, чертежно-архитектурные, чеканки, мастерские иконописную, декорационную и обойную.
Классы керамики и живописи по фарфору и фаянсу преобразовал в
фарфоро-керамическую мастерскую, классы вышивки - в
рукодельно-ткацкую. Реформировал мастерские
декоративно-малярную и декоративно-лепную, основал или реформировал резчицко-столярную и
живописи по стеклу. Печатно-литографическую мастерскую разделил на литографскую и граверную. В
первой из них в 1910 г. было начато издание "Сборника работ учащихся Школы
ИОПХ", а затем выпущено несколько книг. Открыл воскресные классы. Ввел
лекции по анатомии, педагогике, истории русского искусства (древнего), уроки музыки и хоровое пение - для общехудожественного
образования. В годы войны открыл иконописную мастерскую для раненых
ветеранов. Устраивались концерты, экскурсии в столичные музеи и старинные русские города, ежегодные публичные выставки работ учащихся. Был
создан Музей русского современного искусства (где были картины и Н.К.;
существовал с 15.9.1915 до 1918). Школа стала крупнейшей
художественной в России, и прежняя концепция устарела: в 1913-4 гг. Н.К.
предлагал преобразовать художественную школу в школу
искусства всех отраслей. Однако реформам помешала война. Число учащихся доходило до
двух с половиной тысяч, а преподавателей до восьмидесяти, так что были
задействованы дополнительные помещения. Среди преподавателей были очень крупные художники.
Н.К. преподавал и сам: обычно вел класс
обсуждения эскизов [и композиции]. Некоторых учеников привлек к работе
в Талашкино. В августе 1917 г. из-за болезни был вынужден оставить
пост директора, оставшись членом комитета и попечителем. Например, 11.11, узнав о разгуле вандализма, предложил перенести музей и самые ценные издания в свою квартиру, что и было произведено. Около 26.11.1917
выслал из Карелии в Петроград проект преобразования Школы
(Комитет ОПХ заказал его 5.10.1917, вслед за предварительной заметкой, датированной 29.9), бывшей на грани закрытия, в
Свободную Академию, который был заслушан на Педагогическом совете 2.12. Текст проекта датирован 24.10, дополнение - 12.11.
В ЛД-"Народная Академия" Н.К. ошибочно утверждал, что во второй половине ноября он приезжал по этому вопросу в Петроград. На самом деле он приехал 30.12. 31.12.1917 и, возможно, 3.1.1918 в присутствии
Н.К. состоялось обсуждение проекта, он был одобрен и, вероятно,
частично реализован. Планировалась замена прохождения последовательных учебных классов на творческую работу в одной из мастерских, избранной отрасли искусства, с сохранением общих лекций по истории искусств, анатомии и перспективе.
В 1921 г. Школа стала Государственным художественно-промышленным техникумом, после ряда реорганизаций названным Ленинградским
(ныне Санкт-Петербургским) Художественным училищем. С 23.1.1992 оно носит имя Н.К. Рериха. 9.10.1994 на здании открыта мемориальная
доска.
Специально Школе посвящен очерк Н.К. "Цветы
художества" (ЛД-17.12.34).