Шанкара(чарья)
(788(?), с. Калади, штат Керала,
Индия,-820(?)) - "...воплощение одного из Великих Учителей Бел[ого]
Братства..." (П/П-30.4.35). Индусы считают его воплощением Шивы.
Создатель основной школы философии адвайта-веданта, религиозный
философ, писатель и поэт (автор гимнов), странствующий проповедник,
основатель монашеских орденов и монастырей.
Жизнь его разные исследователи датируют с века,
относя и к годам до н.э., что отчасти объясняется существованием
нескольких философов с тем же именем. В возрасте 8 лет он уже
превзошел своих учителей-брахманов в понимании истин индуизма и стал
отшельником-саньяси. К 16 годам уже написал ряд блестящих работ (в
основном комментарии к древним классическим текстам и анализ воззрений
современных ему религиозно-философских школ), в которых основательно
разработал систему адвайта (создателем ее считается Учитель учителя
Ш-и Гаудапада). Странствовал по Индии, проповедовал, очищая религию в
учениях и обрядах, дискутировал с руководителями других школ и
основывал монашеские общины последователей. Ему приписывают около 400
произведений. В 32 года то ли умер в Канчи, то ли уединился в пещере
возле Кедаранатха в Гималаях и более в миру не появлялся. Е.И. Рерих
назвала его "основателем философии Веданты" (П/П-30.4.35), что можно
понять как намек на более ранние его воплощения. См. в словаре
"Веданта" и другие используемые здесь санскритские термины.
Ш. возрождал религию индуизма. Доказал, что
некоторые кажущиеся "противоречия" Упанишад (на основе чего имел место
разброд в индуизме и ослабление его) с точки зрения освобожденного
сознания таковыми не являются. Освобождение (мокша) - избавление духа
от привязанности к конечному (предельному) миру, от чувственности и
личной ограниченности, непосредственное восприятие истины, осознание
тождественности Атмана и Брахмана. "Адвайта" означает
недвойственность.
Атман - индивидуальный дух человека, вечный,
неизменный (в том числе не находится в процессе роста, он вообще вне
времени), чистое сознание, "солнце мудрости, восходящее на небе
сердца, устраняющее тьму неведения", "верховное начало, в котором нет
дифференциации на познающего, познание и познаваемое". Атман
беспределен (неограничен, не имеет частей и размеров, каких-либо
измерений и качеств вообще), неописуем. Не участвует в какой-либо
деятельности мира, не имеет связи со стихиями, свободен от состояний
материи, "не затрагивается ни голодом, ни жаждой, ни грустью, ни
заблуждением, ни смертью, ни качествами жизненной силы, интеллекта и
тела". С органами чувств его соединяет (но не привязывает к их
объектам) антахкарана, "внутренний орган", воспринимающий и
упорядочивающий получаемое; аспекты последнего - Буддхи, Манас,
Ахамкара (самосознание, сознание своего я), читта (судя по описанию,
кама-манас). Буддхи, ближайший к Атману принцип, наполнен отраженным
светом Духа-Сознания, сияет, кажется одухотворенным и сознательным,
"как вода горяча благодаря контакту с огнем", такими же кажутся и
более низкие принципы. Следует утвердиться в понимании того, что
истинное Я человека - Атман; человек - это высшее Сознание, лишь
освещающее и созерцающее свои оболочки и часть их иллюзорного "опыта"
- мыслей, чувств и действий, он не является ни грубым телом
стхула-шарирой, ни жизненной силой Праной, ни Манасом, ни Буддхи, ни
эго, ни умом, которые всего лишь инструменты познания. Оболочки -
упадхи, ограничительное условие-дополнение Майи к Атману.
Чувственное восприятие и всякое другое конечное
(определенное) познание есть незнание (авидья - отсутствие или
затемнение знания), которое уводит от видьи (мудрости), хотя и
приносит свидетельства существования высшего. От незнания - зло и
страдания (ср. Бе-828). Низшее познание, впрочем, не столько
обманчиво, сколько относительно и может вмещать отблески высшей
мудрости. Практика знания очищает сознание, загрязненное неведением.
Возможно и необходимо непосредственное познание высшей истины -
единственное средство достижения освобождения.
Авидья побуждает видеть единое множественным.
"Авидья - фикция ума, наделенного сознанием субъекта". "Авидья - это
тщеславное представление, что телесная природа и есть Я, отсюда
возникает культ тела". Отсюда личные страсти и жизненная борьба.
Однако различение я и не-я, внутреннего и внешнего не соответствует
истине.
Атман есть Брахман, Абсолют. И характеризуются
они почти одинаково, в основном через "не": Брахман абсолютно чист и
неопределяем, не познается в опыте, не находится в какой-либо точке
пространства и при этом вездесущ, беспределен, не обладает никакими
качествами, не действует, не изменяется, недвойствен и неделим, един,
не имеет внутренних различий и частей, свободен как от тождества, так
и от различия с чем-либо. Это вечное постоянство, для которого не
имеют значения причинность и отношения времени. Он, если все же
определять, есть Сат ("...истинное и благое Абсолютное Бытие..."
(Бхагавад Гита, 17), "...абсолютная Бытийность..." (ТД1-194)), Чит
(Сознание), Ананда (Блаженство). Это свобода. Однако "единственное
бытие в высшем смысле кажется ленивому уму не большим, чем небытие".
Существует облик Брахмана, относительно
ограниченный, доступный проявленному сознанию, низшему познанию,
авидье, - Ишвара, Всемогущий Творец (творящий силой мысли) и Владыка
Вселенной. Близкое понятие в Агни-Йоге - Космический Разум. Он
всеведущ и обладает всеми способностями. Это начало и конец всех имен
и форм проявленной Вселенной (которая лишь кажется конечной), ее
животворный источник, жизненное дыхание. Именно он осуществляет
воздаяние. Управляя космическими периодами, он Брама-создатель,
Вишну-сохранитель и Шива-разрушитель форм. Единство причинных, или
каузальных, тел (Праджня, Карана-шарира) и индивидуальных Буддхи
составляет Ишвару.
Иллюзию мира поддерживает Майя - лишенный
сознания разделяющий и затемняющий принцип; по описаниям Ш-и, она есть
то же самое, что Пракрити системы санкхья. Она творит (по плану
Ишвары) разнообразие форм. Чистое сознание Брахмана в соединении с
Майей называется Ишварой, в соединении с авидьей - Дживатмой, или
Дживой (воплощенный дух индивидуума, привязанный к своим оболочкам и
забывший о своем единстве с Брахманом, Параматмой). Авидья, по
описаниям Ш-и, тождественна Майе или является ее разновидностью. Вся
очевидность - авидья (см. в Агни-Йоге противопоставление очевидности и
действительности).
Когда Буддхи погружается в "причинное" состояние,
наступает глубокий сон без сновидений, и этому состоянию
сооответствует звук М слога АУМ. Грубому (плотному) телу соответствует
состояние бодрствования (когда существует восприятие органами чувств)
и звук А; тонкому (тейджас, линга-шарира, причем включает оно не
только линга-шариру теософской классификации, но и каму, и, похоже,
Манас) - состояние сна со сновидениями и звук У. Во сне со
сновидениями Буддхи не воспринимает сигналы физических органов чувств,
во сне без сновидений - и образы, порождаемые Манасом. Причинное
состояние и состояние развоплощенное - временное освобождение, когда
нет ощущения своей отдельности; но ценность представляет достичь мокши
из состояния бодрствования.
Адвайта - Учение о недвойственности -
провозглашает главной целью осознание того, что Атман, Начало
внутреннего мира человека, и Брахман, Начало всей Вселенной, - одна и
та же единственная реальность. При этом исчезают, сливаясь, понятия
"я", "мое", "ты", "то". Осознавший это освобождается от кармических
цепей и воплощений.
Этические принципы прямо соответствуют этой
истине. Эгоизм - ложь и зло, любовь - истина и величайшее благо.
Естественно - любить всю вселенную, а самоограничиваться и
самоутверждаться - грубейшая ошибка. Узкая привязанность к семье и
т.п. - лишь ступень на лестнице сансары (кругов перерождения,
приземленной мирской жизни), истинное же освобождение, или спасение, -
в неограниченной любви. Достигнув блаженства, лично освобожденный уже
не страдает, но способен к состраданию. Освобожденный теряет желания
(кама), "не имеет больше объекта, к которому бы стремился, так как
достиг всего". А раз нет личной заинтересованности, его действия
больше не порождают карму. Он ведет себя спокойно и высокоморально, но
не намеренно, а естественно. Тогда как заинтересованно следующие
законам морали всего лишь достигают преобладания в своей психике гуны
(атрибут Пракрити) саттвы (просветленности) относительно раджаса
(колебаний между светом и тьмой) и тамаса (тьмы). Бежать от мира Ш. не
призывает; главное - не впадать в грубую зависимость от него.