Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Шанкара(чарья)

(788(?), с. Калади, штат Керала, Индия,-820(?)) - "...воплощение одного из Великих Учителей Бел[ого] Братства..." (П/П-30.4.35). Индусы считают его воплощением Шивы. Создатель основной школы философии адвайта-веданта, религиозный философ, писатель и поэт (автор гимнов), странствующий проповедник, основатель монашеских орденов и монастырей.

Жизнь его разные исследователи датируют с века, относя и к годам до н.э., что отчасти объясняется существованием нескольких философов с тем же именем. В возрасте 8 лет он уже превзошел своих учителей-брахманов в понимании истин индуизма и стал отшельником-саньяси. К 16 годам уже написал ряд блестящих работ (в основном комментарии к древним классическим текстам и анализ воззрений современных ему религиозно-философских школ), в которых основательно разработал систему адвайта (создателем ее считается Учитель учителя Ш-и Гаудапада). Странствовал по Индии, проповедовал, очищая религию в учениях и обрядах, дискутировал с руководителями других школ и основывал монашеские общины последователей. Ему приписывают около 400 произведений. В 32 года то ли умер в Канчи, то ли уединился в пещере возле Кедаранатха в Гималаях и более в миру не появлялся. Е.И. Рерих назвала его "основателем философии Веданты" (П/П-30.4.35), что можно понять как намек на более ранние его воплощения. См. в словаре "Веданта" и другие используемые здесь санскритские термины.

Ш. возрождал религию индуизма. Доказал, что некоторые кажущиеся "противоречия" Упанишад (на основе чего имел место разброд в индуизме и ослабление его) с точки зрения освобожденного сознания таковыми не являются. Освобождение (мокша) - избавление духа от привязанности к конечному (предельному) миру, от чувственности и личной ограниченности, непосредственное восприятие истины, осознание тождественности Атмана и Брахмана. "Адвайта" означает недвойственность.

Атман - индивидуальный дух человека, вечный, неизменный (в том числе не находится в процессе роста, он вообще вне времени), чистое сознание, "солнце мудрости, восходящее на небе сердца, устраняющее тьму неведения", "верховное начало, в котором нет дифференциации на познающего, познание и познаваемое". Атман беспределен (неограничен, не имеет частей и размеров, каких-либо измерений и качеств вообще), неописуем. Не участвует в какой-либо деятельности мира, не имеет связи со стихиями, свободен от состояний материи, "не затрагивается ни голодом, ни жаждой, ни грустью, ни заблуждением, ни смертью, ни качествами жизненной силы, интеллекта и тела". С органами чувств его соединяет (но не привязывает к их объектам) антахкарана, "внутренний орган", воспринимающий и упорядочивающий получаемое; аспекты последнего - Буддхи, Манас, Ахамкара (самосознание, сознание своего я), читта (судя по описанию, кама-манас). Буддхи, ближайший к Атману принцип, наполнен отраженным светом Духа-Сознания, сияет, кажется одухотворенным и сознательным, "как вода горяча благодаря контакту с огнем", такими же кажутся и более низкие принципы. Следует утвердиться в понимании того, что истинное Я человека - Атман; человек - это высшее Сознание, лишь освещающее и созерцающее свои оболочки и часть их иллюзорного "опыта" - мыслей, чувств и действий, он не является ни грубым телом стхула-шарирой, ни жизненной силой Праной, ни Манасом, ни Буддхи, ни эго, ни умом, которые всего лишь инструменты познания. Оболочки - упадхи, ограничительное условие-дополнение Майи к Атману.

Чувственное восприятие и всякое другое конечное (определенное) познание есть незнание (авидья - отсутствие или затемнение знания), которое уводит от видьи (мудрости), хотя и приносит свидетельства существования высшего. От незнания - зло и страдания (ср. Бе-828). Низшее познание, впрочем, не столько обманчиво, сколько относительно и может вмещать отблески высшей мудрости. Практика знания очищает сознание, загрязненное неведением. Возможно и необходимо непосредственное познание высшей истины - единственное средство достижения освобождения.

Авидья побуждает видеть единое множественным. "Авидья - фикция ума, наделенного сознанием субъекта". "Авидья - это тщеславное представление, что телесная природа и есть Я, отсюда возникает культ тела". Отсюда личные страсти и жизненная борьба. Однако различение я и не-я, внутреннего и внешнего не соответствует истине.

Атман есть Брахман, Абсолют. И характеризуются они почти одинаково, в основном через "не": Брахман абсолютно чист и неопределяем, не познается в опыте, не находится в какой-либо точке пространства и при этом вездесущ, беспределен, не обладает никакими качествами, не действует, не изменяется, недвойствен и неделим, един, не имеет внутренних различий и частей, свободен как от тождества, так и от различия с чем-либо. Это вечное постоянство, для которого не имеют значения причинность и отношения времени. Он, если все же определять, есть Сат ("...истинное и благое Абсолютное Бытие..." (Бхагавад Гита, 17), "...абсолютная Бытийность..." (ТД1-194)), Чит (Сознание), Ананда (Блаженство). Это свобода. Однако "единственное бытие в высшем смысле кажется ленивому уму не большим, чем небытие".

Существует облик Брахмана, относительно ограниченный, доступный проявленному сознанию, низшему познанию, авидье, - Ишвара, Всемогущий Творец (творящий силой мысли) и Владыка Вселенной. Близкое понятие в Агни-Йоге - Космический Разум. Он всеведущ и обладает всеми способностями. Это начало и конец всех имен и форм проявленной Вселенной (которая лишь кажется конечной), ее животворный источник, жизненное дыхание. Именно он осуществляет воздаяние. Управляя космическими периодами, он Брама-создатель, Вишну-сохранитель и Шива-разрушитель форм. Единство причинных, или каузальных, тел (Праджня, Карана-шарира) и индивидуальных Буддхи составляет Ишвару.

Иллюзию мира поддерживает Майя - лишенный сознания разделяющий и затемняющий принцип; по описаниям Ш-и, она есть то же самое, что Пракрити системы санкхья. Она творит (по плану Ишвары) разнообразие форм. Чистое сознание Брахмана в соединении с Майей называется Ишварой, в соединении с авидьей - Дживатмой, или Дживой (воплощенный дух индивидуума, привязанный к своим оболочкам и забывший о своем единстве с Брахманом, Параматмой). Авидья, по описаниям Ш-и, тождественна Майе или является ее разновидностью. Вся очевидность - авидья (см. в Агни-Йоге противопоставление очевидности и действительности).

Когда Буддхи погружается в "причинное" состояние, наступает глубокий сон без сновидений, и этому состоянию сооответствует звук М слога АУМ. Грубому (плотному) телу соответствует состояние бодрствования (когда существует восприятие органами чувств) и звук А; тонкому (тейджас, линга-шарира, причем включает оно не только линга-шариру теософской классификации, но и каму, и, похоже, Манас) - состояние сна со сновидениями и звук У. Во сне со сновидениями Буддхи не воспринимает сигналы физических органов чувств, во сне без сновидений - и образы, порождаемые Манасом. Причинное состояние и состояние развоплощенное - временное освобождение, когда нет ощущения своей отдельности; но ценность представляет достичь мокши из состояния бодрствования.

Адвайта - Учение о недвойственности - провозглашает главной целью осознание того, что Атман, Начало внутреннего мира человека, и Брахман, Начало всей Вселенной, - одна и та же единственная реальность. При этом исчезают, сливаясь, понятия "я", "мое", "ты", "то". Осознавший это освобождается от кармических цепей и воплощений.

Этические принципы прямо соответствуют этой истине. Эгоизм - ложь и зло, любовь - истина и величайшее благо. Естественно - любить всю вселенную, а самоограничиваться и самоутверждаться - грубейшая ошибка. Узкая привязанность к семье и т.п. - лишь ступень на лестнице сансары (кругов перерождения, приземленной мирской жизни), истинное же освобождение, или спасение, - в неограниченной любви. Достигнув блаженства, лично освобожденный уже не страдает, но способен к состраданию. Освобожденный теряет желания (кама), "не имеет больше объекта, к которому бы стремился, так как достиг всего". А раз нет личной заинтересованности, его действия больше не порождают карму. Он ведет себя спокойно и высокоморально, но не намеренно, а естественно. Тогда как заинтересованно следующие законам морали всего лишь достигают преобладания в своей психике гуны (атрибут Пракрити) саттвы (просветленности) относительно раджаса (колебаний между светом и тьмой) и тамаса (тьмы). Бежать от мира Ш. не призывает; главное - не впадать в грубую зависимость от него.