Сергий Радонежский
(3.5(?).1314, возле Ростова
Великого,-25.9.1392, Сергиев Посад) - воплощение Майтрейи-Мории (см.
П/П-12.9.34). "...истинный последователь заветов Христа, великий
Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества ее,
Строитель Русского Государства..." (П-8.9.34). "...заложивший
основание не только государству русскому, но сложивший весь характер
народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Его Духа и сподвижников Его
заложены и возжжены были очаги духовного света, на протяжении веков
напитавшие народное сознание?" (П-6.6.35).
"...русский чудный явленный щит..." (Дн-3.1.34).
"Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого
Покровителя и Заступника... о нем поется в Акафисте - "От Бога данный
России Воевода"" (П/П-23.8.34). "...начинается акафист Преподобному
С-ю: "Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо..."
(ЛД-1934, "Светочи"). "...именно Преподобный С. есть Хранитель Земли
Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз. Потому,
когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и
начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора
вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине
этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться
под Стягом Его" (П/П-30.3.35).
"...во главе нашей родины стоит самый мощный
Покровитель, именно ее Строитель и Воспитатель духа народа,
Преподобный С. Р. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби
народной. В сужденные сроки они взойдут чудесными ростками"
(П/Н-8.3.38). "...Преподобный С. не от внешней церковности, но от
Духа... Кто-то настаивает, что Преподобный С. был истинным
церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые
уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не
во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном
влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося
дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа,
создавая тем мощь Государства... Нужна была суровая школа и узда; и
средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу
понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний,
выходивших из младенческого состояния... История развития Духовности в
русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской
неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником" (П/П-25.5.36).
Отсюда понятно его право называть Россию "Моя Страна". С. сотворил
народ, которому через 600 лет суждено было принять Учение Нового Мира.
И понятна любовь россиян к этому Ману-создателю народа. Он был
духовным руководителем Куликовской битвы, ознаменовавшей перерождение
Древней Руси в Россию Московскую, когда собрались вместе исходные
народности. "...мысленно С. следил за битвою и направлял легионы
Небесные на осуществление Новой Эры" (Дн-13.6.33).
"...далек Он был от красноречия, но дал народу
надежду на силы духа" (Дн-7.8.24). "С. не был смиренником в
современном смысле слова. Строитель не может быть смиренником, ибо он
знает ответственность" (Дн-5.8.33).
Кратко о его жизни. Сын ростовских бояр,
переселенных в село Радонежское московским князем, Варфоломей, уже в
юности объявил родителям, что собирается уйти в монастырь, но родители
не дали благословения на это. После их кончины долю наследства он
отдал одному из братьев и вместе с другим, Стефаном, поселился
отшельником в лесу, где они построили избушку-келью и часовню. Через
год брат ушел в московский монастырь (а после стал другом будущего
митрополита Алексея, главы русской церкви, и духовником великого князя
Семена Ивановича). 7.10.1337 Варфоломей был пострижен и принял
монашеское имя Сергий. К нему присоединились другие монахи, и в 1344
г. С. стал игуменом монастыря, а через 9-10 лет - священником. Это
служение не было гладким, поскольку монахи очень заботились о своем
телесном благополучии и при трудностях теряли веру в С-я. С. был
духовником великого князя Дмитрия Ивановича, крестил его детей. Перед
своей смертью (12.2.1378) митрополит Алексей пытался уговорить С-я
занять пост после него, но тот упорно отказывался "по предположению об
искренней неспособности занять это место" (Дн-18.8.24). С. мирил
русских князей ("...имел обычай использовать все мирные возможности,
прежде чем допустить убийство" - Дн-23.12.31), собирал их вокруг
Москвы, а также закладывал духовный стержень нового народа в
создаваемых им монастырях, которые, кстати, очень способствовали
освоению пустынных северных земель.
Его считают величайшим среди российских святых,
хотя он даже не оставил писаний. С. реально следовал Христу в
нестяжании земных благ, в отказе от земной власти, в силе духа, в
терпении, в сострадании и самоотверженности. И он создал русскую
монастырскую общину ("общее житие", без личного имущества; 1355), тем
давая пример для создания и народной. В рамках церковной жизни его
подвиг очень схож и соразмерен таковому Франциска Ассизского (см.),
отличаясь в формах времени и места. С. оздоровил церковную (и народную
духовную) жизнь, особенно закладывая в русский характер
самоотверженную любовь к труду личному на общее благо и к общинному
сотрудничеству. Не было в его общине показных искусственных
самоистязаний плоти монахами, но лишь созидательный труд, физический и
духовный.
За долгие годы своей жизни он воспитывал не
только монахов, но и других представителей народа, знатных и простых:
многие приходили в обитель, и многие встречались в его пеших
путешествиях. Он вдохнул веру в людей, и Россия поднялась.
Сохранились свидетельства участия в его деяниях и
сотрудников из Высшего, Огненного Мира, явлений нефизического света,
огненных. Огонь являлся при молитвах С-я, при изгнании им бесов и т.п.
"С. причащался огненно" (МО1-157). "Преподобный С., приобщенный огню и
огненному крещению, знал и знает природу Божественного Начала. Именно
Преподобный С. не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была
подвигом подражания Христу в Его самоотверженном служении Родине и
Миру" (П-12.9.34). Проявлял огненное явление делимости духа (см.
словарь), являясь многим в видениях. "...самая высшая магия ничто
перед ликом Огненного Мира... Вы уважаете Святого С-я, но разве Он
где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между
тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца,
допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников. Мы говорим о
сердце, но именно Он нашел силу этого источника" (МО2-116). "...не
принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным"
(ЛД-4.5.35).
И после воплощения С-м Великий Владыка всегда
опекал Россию, спасал ее в критических ситуациях. Жизнь и деяния С-я
за время воплощения и прошедшие с тех пор века замечательно изложены
Е.И. Рерих в сборнике "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (1934).
В той же книге есть статья Н.К. Рериха и изображение С-я его работы.
"...Вы понимаете, почему появилась кн[ига] "Знамя Преподобного":
близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным
Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник,
Хранитель и Водитель" (П/П-18.6.36). См. также "Криптограммы Востока".
"Святой С. — Строитель Русской Духовной Культуры.
Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к
непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из
Святого С-я поистине Преподобного для всех веков и народов... ибо
культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет
такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом
Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его... Преподобный в
жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил.
Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем.
Буддисты называют его Боддисатвою, евреи — Израилем, а индусы —
Махатмою. Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному
сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне
творящем дошел до нас облик Святого С-я. И пламенны были видения Ему
Владычицы! Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом
Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда
соединили Имя Преподобного с представлением о всезнании. "Преподобный
знает" — так запомнил народ. "Преподобный знает, когда спасти" —
"Преподобный знает, когда явиться" — "Преподобный знает, когда помочь"
— "Преподобный знает, чье сердце доступно благодати" — "Преподобный
знает, где нет неверия и предательства" — "Преподобный знает, где
искренний дар". Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому
же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его" (Н.К.
Рерих, "Слово на освящение часовни Св. Преподобного Сергия" - из сб.
"Держава Света").
"Как бы ни болело сердце русское, где бы ни
искало оно решение правды, но имя Святого С-я Р-го всегда останется
тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое
Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно
неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами
церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого С-я
хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как
прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не
затемнится в существе своем Имя Святого С-я... во множестве других
имен — сокровище души народной... Тогда, когда нужно, народ опять
обращается к выразителю своей сущности" (Н.К. Рерих, "Душа народов" -
из сб. "Твердыня пламенная"). "...тернии высокого просветительного
пути Св. С-я стоят, как... памятники человеческого достижения, и
зовут, и показывают, что решительно все, даже самое высокое, возможно
здесь, в нашей земной жизни". (Н.К. Рерих, "Сады прекрасные" - из сб.
"Твердыня пламенная").
"Высокий Воспитатель русского народного духа,
Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство,
Преподобный С. Р. является крепким прибежищем русского народа во все
трудные годины земли русской... первым этапом служения под знаменем
Преподобного будет ясное осознание в наших сердцах Его как Водителя и
Заступника перед Престолом Всевышнего... Уже есть указания на то, что
Преподобный С. начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве
и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще
повторяющихся явлениях Преподобного С-я разным русским лицам"
(ЛД-30.12.34).
"Когда нам приходилось рассказывать иностранцам
житие Преподобного С-я Р-го, очень часто приходилось слышать в ответ:
"Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда"...
так[ую] жизнь... заповедал нам... Святой С... Не в гордыне произносим
священное Имя Строителя Лавр просвещения... основной, высокий смысл
этого светлого служения во благо человечества остается нашей
богоданною собственностью" (ЛД-15.6.35).
Что касается дат рождения и ухода С-я, надо
знать, что церковь неправильно переводит даты старого стиля в новый,
прибавляя 13 дней для любого века, тогда как для 14-го века разница
составляет 8 дней. Таким образом, астрологически правильно в XX и XXI
веках отмечать годовщины 11.5(?) и 3.10, а писать в старом стиле,
поскольку новый тогда еще нигде не ввели.