Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский

(3.5(?).1314, возле Ростова Великого,-25.9.1392, Сергиев Посад) - воплощение Майтрейи-Мории (см. П/П-12.9.34). "...истинный последователь заветов Христа, великий Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества ее, Строитель Русского Государства..." (П-8.9.34). "...заложивший основание не только государству русскому, но сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Его Духа и сподвижников Его заложены и возжжены были очаги духовного света, на протяжении веков напитавшие народное сознание?" (П-6.6.35).

"...русский чудный явленный щит..." (Дн-3.1.34). "Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника... о нем поется в Акафисте - "От Бога данный России Воевода"" (П/П-23.8.34). "...начинается акафист Преподобному С-ю: "Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо..." (ЛД-1934, "Светочи"). "...именно Преподобный С. есть Хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России в третий раз. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнется великое духовное воскресение и спасение Родины. Потому пора вспомнить все суровые Заветы мужества, строительства и любви к Родине этого Наивысочайшего Православного Воина Христова, чтобы объединиться под Стягом Его" (П/П-30.3.35).

"...во главе нашей родины стоит самый мощный Покровитель, именно ее Строитель и Воспитатель духа народа, Преподобный С. Р. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужденные сроки они взойдут чудесными ростками" (П/Н-8.3.38). "...Преподобный С. не от внешней церковности, но от Духа... Кто-то настаивает, что Преподобный С. был истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства... Нужна была суровая школа и узда; и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния... История развития Духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим Великим Подвижником" (П/П-25.5.36). Отсюда понятно его право называть Россию "Моя Страна". С. сотворил народ, которому через 600 лет суждено было принять Учение Нового Мира. И понятна любовь россиян к этому Ману-создателю народа. Он был духовным руководителем Куликовской битвы, ознаменовавшей перерождение Древней Руси в Россию Московскую, когда собрались вместе исходные народности. "...мысленно С. следил за битвою и направлял легионы Небесные на осуществление Новой Эры" (Дн-13.6.33).

"...далек Он был от красноречия, но дал народу надежду на силы духа" (Дн-7.8.24). "С. не был смиренником в современном смысле слова. Строитель не может быть смиренником, ибо он знает ответственность" (Дн-5.8.33).

Кратко о его жизни. Сын ростовских бояр, переселенных в село Радонежское московским князем, Варфоломей, уже в юности объявил родителям, что собирается уйти в монастырь, но родители не дали благословения на это. После их кончины долю наследства он отдал одному из братьев и вместе с другим, Стефаном, поселился отшельником в лесу, где они построили избушку-келью и часовню. Через год брат ушел в московский монастырь (а после стал другом будущего митрополита Алексея, главы русской церкви, и духовником великого князя Семена Ивановича). 7.10.1337 Варфоломей был пострижен и принял монашеское имя Сергий. К нему присоединились другие монахи, и в 1344 г. С. стал игуменом монастыря, а через 9-10 лет - священником. Это служение не было гладким, поскольку монахи очень заботились о своем телесном благополучии и при трудностях теряли веру в С-я. С. был духовником великого князя Дмитрия Ивановича, крестил его детей. Перед своей смертью (12.2.1378) митрополит Алексей пытался уговорить С-я занять пост после него, но тот упорно отказывался "по предположению об искренней неспособности занять это место" (Дн-18.8.24). С. мирил русских князей ("...имел обычай использовать все мирные возможности, прежде чем допустить убийство" - Дн-23.12.31), собирал их вокруг Москвы, а также закладывал духовный стержень нового народа в создаваемых им монастырях, которые, кстати, очень способствовали освоению пустынных северных земель.

Его считают величайшим среди российских святых, хотя он даже не оставил писаний. С. реально следовал Христу в нестяжании земных благ, в отказе от земной власти, в силе духа, в терпении, в сострадании и самоотверженности. И он создал русскую монастырскую общину ("общее житие", без личного имущества; 1355), тем давая пример для создания и народной. В рамках церковной жизни его подвиг очень схож и соразмерен таковому Франциска Ассизского (см.), отличаясь в формах времени и места. С. оздоровил церковную (и народную духовную) жизнь, особенно закладывая в русский характер самоотверженную любовь к труду личному на общее благо и к общинному сотрудничеству. Не было в его общине показных искусственных самоистязаний плоти монахами, но лишь созидательный труд, физический и духовный.

За долгие годы своей жизни он воспитывал не только монахов, но и других представителей народа, знатных и простых: многие приходили в обитель, и многие встречались в его пеших путешествиях. Он вдохнул веру в людей, и Россия поднялась.

Сохранились свидетельства участия в его деяниях и сотрудников из Высшего, Огненного Мира, явлений нефизического света, огненных. Огонь являлся при молитвах С-я, при изгнании им бесов и т.п. "С. причащался огненно" (МО1-157). "Преподобный С., приобщенный огню и огненному крещению, знал и знает природу Божественного Начала. Именно Преподобный С. не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была подвигом подражания Христу в Его самоотверженном служении Родине и Миру" (П-12.9.34). Проявлял огненное явление делимости духа (см. словарь), являясь многим в видениях. "...самая высшая магия ничто перед ликом Огненного Мира... Вы уважаете Святого С-я, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца, допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников. Мы говорим о сердце, но именно Он нашел силу этого источника" (МО2-116). "...не принимал даже куска хлеба, если не считал его заработанным" (ЛД-4.5.35).

И после воплощения С-м Великий Владыка всегда опекал Россию, спасал ее в критических ситуациях. Жизнь и деяния С-я за время воплощения и прошедшие с тех пор века замечательно изложены Е.И. Рерих в сборнике "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (1934). В той же книге есть статья Н.К. Рериха и изображение С-я его работы. "...Вы понимаете, почему появилась кн[ига] "Знамя Преподобного": близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель" (П/П-18.6.36). См. также "Криптограммы Востока".

"Святой С. — Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого С-я поистине Преподобного для всех веков и народов... ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его... Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Боддисатвою, евреи — Израилем, а индусы — Махатмою. Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого С-я. И пламенны были видения Ему Владычицы! Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединили Имя Преподобного с представлением о всезнании. "Преподобный знает" — так запомнил народ. "Преподобный знает, когда спасти" — "Преподобный знает, когда явиться" — "Преподобный знает, когда помочь" — "Преподобный знает, чье сердце доступно благодати" — "Преподобный знает, где нет неверия и предательства" — "Преподобный знает, где искренний дар". Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его" (Н.К. Рерих, "Слово на освящение часовни Св. Преподобного Сергия" - из сб. "Держава Света").

"Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого С-я Р-го всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого С-я хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого С-я... во множестве других имен — сокровище души народной... Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности" (Н.К. Рерих, "Душа народов" - из сб. "Твердыня пламенная"). "...тернии высокого просветительного пути Св. С-я стоят, как... памятники человеческого достижения, и зовут, и показывают, что решительно все, даже самое высокое, возможно здесь, в нашей земной жизни". (Н.К. Рерих, "Сады прекрасные" - из сб. "Твердыня пламенная").

"Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство, Преподобный С. Р. является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской... первым этапом служения под знаменем Преподобного будет ясное осознание в наших сердцах Его как Водителя и Заступника перед Престолом Всевышнего... Уже есть указания на то, что Преподобный С. начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях Преподобного С-я разным русским лицам" (ЛД-30.12.34).

"Когда нам приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного С-я Р-го, очень часто приходилось слышать в ответ: "Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда"... так[ую] жизнь... заповедал нам... Святой С... Не в гордыне произносим священное Имя Строителя Лавр просвещения... основной, высокий смысл этого светлого служения во благо человечества остается нашей богоданною собственностью" (ЛД-15.6.35).

Что касается дат рождения и ухода С-я, надо знать, что церковь неправильно переводит даты старого стиля в новый, прибавляя 13 дней для любого века, тогда как для 14-го века разница составляет 8 дней. Таким образом, астрологически правильно в XX и XXI веках отмечать годовщины 11.5(?) и 3.10, а писать в старом стиле, поскольку новый тогда еще нигде не ввели.