Сенека Луций Анней Младший / Lucio Anneo Seneca
(ок. 1 до н.э., Кордова,-19.4.65, Рим) - философ, писатель, оратор,
государственный деятель. Воплощение Мыслителя (см.), перевоплощение
Платона (см. П/Ам, т. 2, стр. 258 - по изданию 1996 г.). Сенека -
личное имя, Луций Анней - подобие фамилии.
"Можно назвать философа С-у, который при Нероне
пострадал, но сознание его не смутилось. Он унаследовал ум Мыслителя и
прошел самую трудную эпоху Рима, подав пример многим. Рассуждения об
этике нужны были именно в дни смуты верований. Может быть, о С-е знают
меньше, чем о Мыслителе, но значение труда его велико. Он хотел
создать Правителя, но от своего воспитанника получил удар. Чаша яда не
нарушила ясности мышления философа, и многие научились, как переходить
за черту земной жизни" (Н-238).
С раннего детства жил в Риме. Пошел по стопам
отца, тоже писателя, преподававшего риторику. Получил хорошее
образование, в том числе философское у стоиков (С. считается
величайшим философом направления стоицизма) и пифагорейцев. Из-за
хронической простуды приблизительно в 25-31 гг. жил в Египте (в
основном в Александрии), где тоже учился философии. В Риме некоторое
время работал адвокатом, прошел служебные ступени квестора (казначея)
и трибуна. Имел политический успех, хотя и с риском для жизни со
стороны Калигулы. Будучи идеологом сенатской оппозиции деспотизму
императора Клавдия, в 41-48 гг. находился в ссылке на Корсике. Вернула
его мать Нерона, чтобы сделать воспитателем будущего императора. После
вступления Нерона на престол, С. - его советник и министр (консул),
оказывавший большое влияние на жизнь империи и сделавший годы 54-59
для нее счастливыми (в 55 или 56 г. даже получил звание "Отец
отечества"). Пытался полезное делать для государства и после, и лишь в
62 г., когда Нерон уже безнадежно развратился и ожесточился, С.
удалился от власти, уединившись в пригородной вилле. Много писал. В
конце концов Нерон обвинил его в участии в заговоре и приговорил к
самоубийству.
Как философ и писатель, более всего занимался
этикой. Исследовал нравы и пытался их исправлять, вводить высшие нормы
в практику, будучи политическим деятелем. Значительно укрепил позиции
стоицизма, оживив его идеями других учений, что оказало большое
влияние на развитие христианства. Брат С-и упоминается в 18-й главе
"Деяний Апостолов" как проконсул провинции Ахаия, с риском для своей
карьеры отказавшийся судить апостола Павла. Существовала легенда о
знакомстве и С-и с Павлом, и они действительно могли общаться в Риме в
62-65 гг. Можно предполагать влияние христианства (если не Павла, то
других христиан) на философию С-и. Сходные идеи (о Боге как любви, о
преображении мира и др.), конечно, могли быть не заимствованы, но
проистекать из одного Источника. Сохранилось много его писаний. Это 9
трагедий, "Нравственные письма к Луцилию" и 15 трактатов: "О
милосердии", "О благодеяниях", "О гневе", "О спокойствии духа", "О
твердости мудреца", "О досуге", "О счастливой жизни",
"Естественноисторические вопросы", "Исследования о природе" и др.
Пьесы С-и наполнены нравственными декларациями, основная их тематика -
безумие страстей, приводящее к преступлениям, необходимость искоренять
страсти средствами разума.
Известен случай, когда в конце декабря 1862 г. в
США, во время Гражданской войны, к президенту Линкольну мысленно через
девочку обратился С. и призвал дать свободу рабам, после реализации
чего, как и было обещано, северяне неизменно побеждали в битвах.