Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Сенека Луций Анней Младший / Lucio Anneo Seneca

Сенека Луций Анней Младший

(ок. 1 до н.э., Кордова,-19.4.65, Рим) - философ, писатель, оратор, государственный деятель. Воплощение Мыслителя (см.), перевоплощение Платона (см. П/Ам, т. 2, стр. 258 - по изданию 1996 г.). Сенека - личное имя, Луций Анней - подобие фамилии.

"Можно назвать философа С-у, который при Нероне пострадал, но сознание его не смутилось. Он унаследовал ум Мыслителя и прошел самую трудную эпоху Рима, подав пример многим. Рассуждения об этике нужны были именно в дни смуты верований. Может быть, о С-е знают меньше, чем о Мыслителе, но значение труда его велико. Он хотел создать Правителя, но от своего воспитанника получил удар. Чаша яда не нарушила ясности мышления философа, и многие научились, как переходить за черту земной жизни" (Н-238).

С раннего детства жил в Риме. Пошел по стопам отца, тоже писателя, преподававшего риторику. Получил хорошее образование, в том числе философское у стоиков (С. считается величайшим философом направления стоицизма) и пифагорейцев. Из-за хронической простуды приблизительно в 25-31 гг. жил в Египте (в основном в Александрии), где тоже учился философии. В Риме некоторое время работал адвокатом, прошел служебные ступени квестора (казначея) и трибуна. Имел политический успех, хотя и с риском для жизни со стороны Калигулы. Будучи идеологом сенатской оппозиции деспотизму императора Клавдия, в 41-48 гг. находился в ссылке на Корсике. Вернула его мать Нерона, чтобы сделать воспитателем будущего императора. После вступления Нерона на престол, С. - его советник и министр (консул), оказывавший большое влияние на жизнь империи и сделавший годы 54-59 для нее счастливыми (в 55 или 56 г. даже получил звание "Отец отечества"). Пытался полезное делать для государства и после, и лишь в 62 г., когда Нерон уже безнадежно развратился и ожесточился, С. удалился от власти, уединившись в пригородной вилле. Много писал. В конце концов Нерон обвинил его в участии в заговоре и приговорил к самоубийству.

Как философ и писатель, более всего занимался этикой. Исследовал нравы и пытался их исправлять, вводить высшие нормы в практику, будучи политическим деятелем. Значительно укрепил позиции стоицизма, оживив его идеями других учений, что оказало большое влияние на развитие христианства. Брат С-и упоминается в 18-й главе "Деяний Апостолов" как проконсул провинции Ахаия, с риском для своей карьеры отказавшийся судить апостола Павла. Существовала легенда о знакомстве и С-и с Павлом, и они действительно могли общаться в Риме в 62-65 гг. Можно предполагать влияние христианства (если не Павла, то других христиан) на философию С-и. Сходные идеи (о Боге как любви, о преображении мира и др.), конечно, могли быть не заимствованы, но проистекать из одного Источника. Сохранилось много его писаний. Это 9 трагедий, "Нравственные письма к Луцилию" и 15 трактатов: "О милосердии", "О благодеяниях", "О гневе", "О спокойствии духа", "О твердости мудреца", "О досуге", "О счастливой жизни", "Естественноисторические вопросы", "Исследования о природе" и др. Пьесы С-и наполнены нравственными декларациями, основная их тематика - безумие страстей, приводящее к преступлениям, необходимость искоренять страсти средствами разума.

Известен случай, когда в конце декабря 1862 г. в США, во время Гражданской войны, к президенту Линкольну мысленно через девочку обратился С. и призвал дать свободу рабам, после реализации чего, как и было обещано, северяне неизменно побеждали в битвах.