Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рерих Святослав Николаевич / Svetoslav Roerich

Рерих Святослав Николаевич

Рерих Святослав Николаевич / Sviatoslav, позднее Svetoslav Roerich (10/23.10.1904, Петербург,-30.1.1993, Бангалор) - сын Е.И. и Н.К. Рерихов, великий художник (автор более 4000 полотен; особенно проявил себя в портрете, пейзаже, жанровых и аллегорических картинах, писал также натюрморты, религиозно-мифологические и исторические полотна, образы Тонкого Мира), общественный деятель, исследователь, растениевод. Автор множества статей (преимущественно о значимости искусства), нескольких предисловий к книгам индийских авторов и книг "Искусство в долине Кулу" (1967) и "Гуманизм в искусстве" (1991); кроме того, статьи издавались и сборниками, на английском и русском языках. Собиратель предметов искусства. "[Махатма] Люмоу". В письмах родителей - "Свет", "Светик" и т.п.

Учился в гимназии К.И. Мая. Посещал Школу Общества поощрения художеств. В 12 лет стал помогать отцу в художественной работе: натягивал холсты, готовил краски. Вместе с братом Юрием для домашнего детского театра писал декорации, делал костюмы и ставил спектакли. Раннее увлечение живописью можно объяснить его воплощением Тицианом (?; см. П/П-24.6.37). Другие воплощения: сын царя Соломона Хирам, "Царь-Строитель, не пожалевший лучших материалов для храма" (Дн-23.4.22; см. Дн-15.4.22, 15.5,23; царь Финикии; см. в Библии 3-я Царств, гл. 5, 9, 1-я Паралипоменон, 14:1, 2-я Паралипоменон, гл. 2, 8); сын императора Фуямы (воплощение Н.К.) Ли Хуан (см. Дн-17.10.22); сын индийского императора Акбара Салим/Селим/Джахангир/Джехангир, сын хана Щагия (3 в. до н.э.; см. Дн-4.10.30), сын шейха Россула ибн Рагима (см. Дн-4.10.30) и других воплощений Майтрейи, сын Е.И. Рерих в ее русском воплощении Натальей Рокотовой (см. Дн-20.8.21, 2.3.28: Иван Рокотов, офицер лейб-гусарского полка, помещик, художник).

В "Нашем журнале" (1916) были опубликованы его рисунки и стихи, вместе с рисунками брата Юрия. Участвовал в археологических раскопках отца. Увлекался русским фольклором и историей, орнитологией, зоологией, ботаникой, минералогией. В Карелии (1916-8) продолжил гимназическое образование частным образом, при русском посольстве в Швеции сдал экзамены за гимназический курс. Писал много пейзажей (ходил на пленэр вместе с отцом и братом), увлекся индийской философией и гипнозом.

В 1919-20 гг. в Лондоне брал частные уроки архитектуры и посещал подготовительную к университету школу, занимался и скульптурой, помогал отцу в создании эскизов костюмов и декораций для опер. "Я лично помогал Н.К. иногда в некоторых картинах, но это была чисто техническая помощь исполнения Его заданий. Я очень любил помогать Ему, т. к. бывали скучные детали или чисто технические пассажи, которые брали много времени" (Письмо С.Н. от 10.11.1969). "...всегда по его точным указаниям и его этюдам. Были иногда технические особенности красок, которые требовали затраты времени для выявления какого-нибудь определенного тона. Градации красок в небесах, обработка какого-нибудь определенного листа. Меня всегда очень радовала эта совместная работа" (Письмо от 13.11.1969). В 1957 г. С.Н. реставрировал картины Н.К., подпорченные на складе плесенью и насекомыми.

Познакомился и сдружился с Р. Тагором. В США поступил в Колумбийский университет на архитектурное отделение, осенью 1921 г. переехал в Кембридж: учился в архитектурной школе при Гарвардском университете и на скульптурном отделении Массачусетского технологического института. Писал эскизы костюмов и декораций для балета в Чикаго вместе с отцом (существуют также самостоятельные эскизы костюмов, датированные до 1924 г.) и все больше увлекался портретной живописью. В 1922 г. в Нью-Йорке были выставлены его графические работы, участвовал также в русской выставке 1923 г. в Филадельфии. В Бостоне в 1922 г. осуществил художественное оформление постановки балета А. Штейнерта "Свет и тьма", в соавторстве с другими студентами. Экспериментировал в абстрактной скульптуре.

Принял участие в работе Института Объединенных Искусств, Кор Арденс, Корона Мунди (в последнем стал одним из директоров) и всех остальных культурных учреждениях Н.К. В 1923 г. вместе с семьей поехал в Индию. Увлекся там коллекционированием тибетского, непальского и индийского искусства. В сентябре 1924 г. вернулся в США. В 1925 г. создал большие декоративные полотна (или фрески) на восточные сюжеты, которые получили Большую медаль на международной выставке в Филадельфии (1.6-1.12.1926). В 1925 г. прошла первая персональная выставка. На выставках в Венеции (1930) и Нью-Йорке (1932) получил награды за портреты отца. Всего же за 1916-47 гг. С.Н. написал около 30 портретов Н.К. Рериха.

Вел активную работу в качестве вице-президента Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его организаций (с 1928). Устраивал выставки, лекции. Немного участвовал в работе "Мировой службы". Был членом-организатором Комитета Пакта Рериха в Нью-Йорке. Летом 1929 г. в Париже готовил к печати "Агни Йогу" и "Криптограммы Востока". В 1933 г. Музей наградил его орденом "За культурную деятельность".

В 1926-9 гг. путешествовал по европейским музеям; стал президентом американского отделения французского общества по изучению культуры живших в Западной Европе славян-лужичей "Lusace" и членом-основателем Французских Государственных обществ помощи ослепшим в первой мировой войне детям и помощи приютским детям (за что был представлен к ордену Почетного Легиона, но отказался получать раньше отца). В 1929 г. был избран пожизненным членом Археологического института США. В 1931 г. основал в США Общество по изучению философии и религии.

В 1928 г. встречал семью из экспедиции в Индии, а затем постепенно все больше связывал свою жизнь с этой страной. С 1934 г. жил в Индии постоянно, много по ней путешествуя и общаясь с крупными деятелями культуры и организаторами. В научно-исследовательском институте "Урусвати" вел изыскания по ботанике, орнитологии, кристаллографии, индийской, китайской и тибетской медицине, собирал в экспедициях травы, семена и препараты, пытался выращивать в долине высокогорные растения, особенно лекарственные (кут продавал), руководил работой биохимической лаборатории, изучал фольклор и памятники искусства. Интересовался ранними христианскими авторами, восточными Учениями и алхимией. Около 1931 г. стал активно изучать астрологию. Занимался "внешними сношениями", в том числе продвижением Пакта Рериха, писал статьи о Пакте. В 40-50-е гг. был почетным советником американского Комитета Пакта Рериха. В 1935 г., после предательства, с одобрения Владыки, организовал и возглавил группу ("ложу"), "под именем М. М., под [Е.И.] и [Н.К.] руководством", состоящую из американок К. Кемпбелл, Г. И. Фричи и Э. Уэлш. Переводил статьи отца. Продолжал писать картины и участвовать в выставках в Индии и США (Лакхнау, 1936-7; Аллахабад, 1938; Филадельфия, 1940; персональная в Чикаго и Нью-Йорке, 1941; а также почти всегда вместе с отцом). В 1937 г. стал членом-учредителем Русского культурно-исторического музея в Праге-Збраславе и музея Н.К. Рериха в Риге и почетным членом корпорации "Фламма". В годы Второй мировой войны из-за нехватки у Рерихов денег выполнял заказные портреты и устраивал выставки-продажи картин своих и отца, часть гонораров перечисляя советскому и индийскому фондам Красного Креста. Вместе с братом подал заявление о вступлении в Красную Армию СССР. Начал выступать с просветительскими лекциями на радио. Познакомился в 1938 г. с Джавахарлалом Неру, и тот гостил в Кулу в мае 1942 г. (после чего неоднократно посещал долину); С.Н. написал в те дни его портрет, сопровождал его и его дочь Индиру Ганди в экскурсии по долине. Было много разговоров о связях между Индией и Советским Союзом, и после С.Н. много занимался этим вопросом. В 1945 г. С.Н. помогал провести выставку советского кинематографа, в начале 1947 г. тепло принимал советских участников научного конгресса в Дели. Существенно помогал советским и российским гостям Индии, очень много времени уделял общению с ними.

23.8.1945 женился на Девике Рани (см.). Вел переговоры об издании книг отца и брата. Состоял в индийском Комитете Пакта Рериха, организовывал работу по принятию Пакта Индией (1948). В 1948 г. переехал на юг Индии - в Бомбей (гостиница "Тадж-Махал"). Ежегодно приблизительно с июля по ноябрь проводил в имении жены Тат(а)гуни (возле Бангалора, по Kanakapura Road, где выращивал плантации мексиканских деревьев-эфироносов для производства чистого ароматического масла, поставляя его парфюмерной промышленности Швейцарии и Франции; открыл единственную в Индии фабрику сандалового порошка и масла, доход от чего обеспечивал всех Рерихов; местное население считало его святым, приносящим им благоденствие). В 1955 г. построил в имении художественную студию. Имел дом в Бангалоре, где жил и работал. Зимой, вместе с женой, часто жил у матери в Калимпонге. Иногда посещал Кулу для поддержания хозяйства и занятий живописью. В 1961 г. открыл галерею картин отца в Кулу (Roerich Heritage Museum; в октябре 2004 г. было решено преобразовать ее в культурный и художественный институт). Сейчас в галерее 37 картин Н.К. и 13 С.Н. Пытался вновь организовать исследовательскую работу в институте "Урусвати" силами советских или болгарских ученых (от американской помощи отказывался). В 1951 г. начал записывать свои мысли об искусстве и философские, планируя книги. Размышления 1951-3 гг. (о назначении искусства, технике живописи, психологии эстетического восприятия и развития и т.д.) опубликованы к его 100-летию в России в книге "Искусство и Жизнь". Уже тогда С.Н. выдвинул основной тезис своей жизненной философии - устремление к Прекрасному: постоянное самосовершенствование по образцам великих людей, высшей жизни, в гармонии с эволюционными течениями - путь от серой обыденности ко все большей красоте жизни и творчества.

"Он, хотя и иностранец, был единогласно избран вице-президентом "All India Fine Art Asociation" (похоже, со времени ее основания в 1948 г. - сост.), которая заведует всеми Академиями, Библиотеками и Музеями в стране. Вся организационная работа лежит на нем" (П/Ас-16.9.48). В 1961 г. был назначен представителем правительства в этой Всеиндийской национальной академии изящных искусств, в 1965 г. избран членом жюри академии (осуществлявшей отбор картин на Президентскую премию), приблизительно в начале 1976 г. вышел из нее в ответ на интриги националистов, а 16.10.1987 вновь был принят в нее. Был награжден 26.1.1961 высшим орденом Падма Бхушан, в 1964 г. - двумя премиями штата Майсур; стал лауреатом Международной премии Дж. Неру 1976 года. В 1983 г. стал президентом ученого совета по изящным искусствам Бангалорского университета и президентом координационного совета Союза художников штата Карнатака. С 1975 г., по поручению правительства, строил и развивал, в должности президента (главы Попечительского Совета), в Бангалоре Карнатакский культурно-просветительский комплекс "Центр искусств" (Karnataka Chitrakala Parishath/-ad; основан в 1960 или 1964) при Союзе художников штата Карнатака и (с 1983) Бангалорском университете, с музеем искусства народа каннада, всего штата и древнеиндийского, с фондом современных произведений (среди них и подаренные в 1991 г. С.Н. 36 картин Н.К. и 81 С.Н., представленные с 1994 г. в особой галерее), выставочными залами, Институтом передовых исследований и школой изобразительных искусств для детей и молодежи (в 1995 г. образован и Roerich Institute/College of Fine Arts). С того же 1975 года С.Н. внедрял педагогические идеи Ауробиндо Гхоша и Н.К. Рериха в экспериментальной школе им. Ауробиндо Гхоша, художественной ориентации (для детей с 2-3-летнего возраста; основана в 1962).

Имел, при содействии Людмилы Живковой, начиная с 1978 г., замечательное культурное сотрудничество с Болгарией, удостоился званий почетного члена Болгарской Академии Художеств (31.3.1978) и почетного доктора Велико-Тырновского университета им. Кирилла и Мефодия (3.5.1978), был награжден несколькими орденами и медалями. В этой стране прошла серия выставок картин Н.К. и С.Н., началось активное изучение творческого наследия Н.К., в 1987 г. был открыт Дом Рериха.

Содействовал культурным связям Индии и СССР. 26.11.1955, по поручению губернатора штата (до 1973 г. штат назывался Майсур), организовывал прием советских лидеров Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина. В 1960 г. (во время персональной выставки в Дели 20.1-19.2, побившей рекорд посещаемости) был приглашен в СССР Хрущевым (прибыл С.Н. 28.4, 11.5 открылась выставка в Москве, 12.6 - в Ленинграде (до 2.7), С.Н. выступал с лекциями, изучал технологию получения ароматических масел в Институте лекарственных и ароматических растений; 13.7 улетел в Индию; каталог выставки 1960-1 гг. в Индии с СССР, статьи о ней, хроника торжественных мероприятий во время нее и т.п. были изданы большой книгой; 21.5 ушел из жизни брат Юрий - так что С.Н. лично принял от него эстафету работы в Союзе). Вторая выставка, открывшаяся 19.11.1974, долгие годы путешествовала по стране и за рубежом. Аналогичные прошли в СССР с 10.11.1978 (до 1984) и с 23.10.1984. Был представлен и на других выставках. Подарил различным музеям Советского Союза множество картин, своих и отца (подарил, кроме того, очень много Музею Рериха в Нью-Йорке (в 1960) и музею в Болгарии). 13.3.1977 его имение посетил председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. 21.4.1978 ему было присуждено звание почетного члена Академии художеств СССР. Был награжден орденом Дружбы народов (6.11.1984). Несколько раз (с октября 1974 по 1.2.1975, июнь 1978, июнь 1981, ноябрь 1982, 21.10-2.11.1984, май 1987, ноябрь 1989) приезжал и встречался с общественностью. Из официальных контактов можно отметить встречу с М.С. Горбачевым и другими крупнейшими руководителями 14.5.1987 (когда С.Н. в очередной раз предложил создать Музей Н.К. Рериха в Москве), а в последний приезд С.Н. даже жил на даче Горбачева. Был избран почетным председателем всесоюзной комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерихов (1984-7), ассоциации "Мир через культуру" и Советского Фонда Н.К. Рериха, почетным президентом Международного Центра Рерихов. Выбрал для Центра-музея Н.К. Рериха в Москве особняк князей Лопухиных. Передал Советскому Фонду Рерихов тонны архива родителей и сотни картин, находящихся в СССР (оформил дарственную 19.3.1990), способствовал возвращению из США части древнерусской архитектурной серии Н.К. (1903), спасенной К. Кемпбелл-Стиббе (в декабре 1974 г. ездил к ней в Швейцарию с этой целью; посещал Швейцарию также в 1978, 1985 и 1987 гг.).

В последние годы жизни написал четырехтомную книгу, посвященную духовной подготовке к переходу в мир иной. Писал также книгу воспоминаний о родителях. Из-за болезни в июне 1989 г. поселился в бангалорском отеле "Ашок", где и жил постоянно до кончины. В этот период у него проявился предатель - личный секретарь Мэри Пунача (Mary Joyce Poonacha), регулировавшая по своему желанию круг его общения, фальсифицировавшая письма и, в конце концов, укравшая после смерти множество картин и другие ценности С.Н. и Девики. Имением в Кулу с 1990 г. заведовала Урсула Айхштадт, умершая 15.5.2004. В мае 1992 г. С.Н. учредил International Roerich Memorial Trust, которому передал имения Урусвати и Татгуни и художественные коллекции. 21.6.2002 состоялась закладка мемориального комплекса, российско-индийского культурного центра, в Татгуни, где жили и похоронены С.Н. и Девика. В дни столетнего юбилея С.Н. имение было открыто для туристов (торжество открытия состоялось 17.10). А в Кулу появились 2 новых здания для выставок и симпозиумов.

Горная вершина на Алтае, покоренная советскими альпинистами 17.6.1983, названа его именем (а ранее - в 1964 г. - ледник в Киргизском Алатау). 7.10.2004 был открыт памятник С.Н. возле Музея Рериха в Москве.

Часть из большого числа записанных у нас в стране интервью с С.Н., его лекций и статей собраны в изданиях МЦР "Стремиться к прекрасному" и "Свет искусства". Изданы МЦР также письма С.Н. и переведенные с английского статьи.