Рерих Н.К. и театр
С раннего детства Н.К., как
было принято во многих дворянских семьях, участвовал в домашних
постановках на готовые сюжеты и изготавливал для них декорации. Он и
сам пробовал сочинять (как и его отец) пьесы, в основном исторического
содержания. В гимназические годы играл в пьесах А.Н. Островского и
Н.В. Гоголя (1891), рисовал к ним программы. Будучи студентом, ставил
живые картины на кавказском (1895) и украинском (1896?) вечерах.
Существует также более поздняя фотография участников театрализованного
представления в имении П.А. Путятина, среди коих был и Н.К.
В 1905 г. начал вполне профессиональную работу
театрального художника: подготовил эскизы к постановке "Девассари
Абунту" (опубликованы в "Весах", N 8 за 1905), которая, впрочем, не
состоялась. В письме М.К. Тенишевой от 20.5.1905 Н.К. сообщает о том,
что дирекция Императорских театров просила у него эскиз декораций к
"Ивану Грозному". Первый спектакль, оформленный по его эскизам ("Три
волхва", или "Три Мага") прошел 7.12.1907. В последующие годы Н.К.
исполнил несколько сотен эскизов декораций и костюмов к операм,
балетам и драмам, поставленным в России, Франции, Англии, Италии и
США, некоторые из них в нескольких версиях.
Это "Валькирия" (1907 - эскизы, сделанные по
собственной инициативе, не приняты), "Снегурочка" (1908 - декорации не
использованы, 15.9.1912, 1919 - не состоялось(?), 16.11.1922), "Князь
Игорь" (19.5.1909, 8.5 или 8.6.1914, 1915 - не состоялось, 1919 или
1920, 22.4.1923, 1944 - реализовано в 1965), "Псковитянка" (24.5.1909,
1922 - не состоялось), "Трагедия об Иуде Искариотском" (1909 - не
состоялось), "Кикимора" (1910 - не состоялось), "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" (13.6.1911), "Фуэнте Овехуна"
(18.11.1911), "Садко" (1911 - не состоялось, 1920 - не состоялось),
"Тристан и Изольда" (1912 - не состоялось, 1921 - не состоялось), "Пер
Гюнт" (9.10.1912), "Весна Священная" (29.5.1913 н. ст. (Париж), 14.12.1920, 11 или
22.4.1930, 1944 - использовано в постановках/премьерах 24.4.1948,
30.4.1956, 18.1.1962 и, в редакции К. Арчера, 30.9.1987), "Кащей
Бессмертный" (1913 - не состоялось), "Принцесса Мален" (исполнено в 1913, но так и не состоялось, за исключением показа двух сцен 18.12.1914 без декораций, эскизы частично использованы в "Сестре Беатрисе"), "Сестра
Беатриса" (18.12.1914), "Ночь на Лысой горе" (1916 - не состоялось),
"Хованщина" (1919 - не состоялось), "Сказка о царе Салтане" (1919 - не
состоялось), "Золотой петушок" (1919 или 1920 - не состоялось).
Указаны даты премьер, для нереализованных проектов - годы окончания
работы Н.К.
Кроме того, Н.К. называл (ЛД-[1937], "Театр";
ЛД-[1939], "Памятки"; ЛД-1.6.40) такие несбывшиеся начинания:
мистерия "Пещное действо", "Пелеас и Мелисанда", "Слепые", "Башня
ужаса", "Ункрада", "Монголы", "Тени". В конце 30-х дважды Н.К.
вспоминал "часть "Руслана и Людмилы""), возможно, с чем-то путая.
Иногда эскизы бывали написаны за год или более до
премьеры. Некоторые сюжеты были переработаны также и в станковые
картины. Обладая даром цветомузыкальности, Н.К. под музыку выбирал
гамму цветов. И спектакли, над которыми он работал, почти все
музыкальные. Очень пригодились в театре его мастерство в природном и
архитектурном пейзаже, а также знание истории.
Именно с театром теснейше связано его увлечение
этнографией разных народов в российский период жизни. Причем Н.К.
проявил способность интуитивно находить удивительные сплавы
общечеловеческого и национального. "Когда начались переговоры о
постановке "Пер Гюнта", Станиславский настаивал, чтобы я съездил в
Норвегию. Сказал ему: "Раньше сделаю эскиз, как я себе представляю, а
уж потом, если хотите, съезжу". Целая группа артистов поехала на
фиорды, а вернувшись, нашли мои эскизы очень выразительными для
Норвегии, для Ибсена. И ехать не пришлось! То же самое произошло с
"Фуэнте Овехуна". Барон Дризен прибежал восхищенный, рассказывая, как
некий испанец нашел, что моя декорация вполне отвечает одному местечку
около Мадрида" (ЛД-[1939]). "...серия "Пер Гюнта" давно уже выросла в
мечтах... после подтвердили, что мои настроения были правильны. Мне
хотелось уберечься от всякой этнографии и дать общечеловеческую
трагедию" (ЛД-1.6.40).
Как драматург, Н.К. проявил себя в "Весне
Священной", будучи соавтором идеи и либретто балета. Предлагал он И.Ф.
Стравинскому также либретто балета, посвященного шахматной игре (тоже
в 1909 г.). 1-12.11.1917 написал пьесу-мистерию "Милосердие" (сам Н.К.
определял жанр ее как "наивное народное действо"; хотел, чтобы к ней
была написана музыка). С.Н. Рерих утверждал, что были и другие пьесы,
но пропали при пересылке архива в Лондон.
В Школе Общества поощрения художеств Н.К.
привлекал учеников к оформлению спектаклей. В созданном им Институте
Объединенных Искусств изучался и театр.