Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рерих Н.К. и театр

С раннего детства Н.К., как было принято во многих дворянских семьях, участвовал в домашних постановках на готовые сюжеты и изготавливал для них декорации. Он и сам пробовал сочинять (как и его отец) пьесы, в основном исторического содержания. В гимназические годы играл в пьесах А.Н. Островского и Н.В. Гоголя (1891), рисовал к ним программы. Будучи студентом, ставил живые картины на кавказском (1895) и украинском (1896?) вечерах. Существует также более поздняя фотография участников театрализованного представления в имении П.А. Путятина, среди коих был и Н.К.

В 1905 г. начал вполне профессиональную работу театрального художника: подготовил эскизы к постановке "Девассари Абунту" (опубликованы в "Весах", N 8 за 1905), которая, впрочем, не состоялась. В письме М.К. Тенишевой от 20.5.1905 Н.К. сообщает о том, что дирекция Императорских театров просила у него эскиз декораций к "Ивану Грозному". Первый спектакль, оформленный по его эскизам ("Три волхва", или "Три Мага") прошел 7.12.1907. В последующие годы Н.К. исполнил несколько сотен эскизов декораций и костюмов к операм, балетам и драмам, поставленным в России, Франции, Англии, Италии и США, некоторые из них в нескольких версиях.

Это "Валькирия" (1907 - эскизы, сделанные по собственной инициативе, не приняты), "Снегурочка" (1908 - декорации не использованы, 15.9.1912, 1919 - не состоялось(?), 16.11.1922), "Князь Игорь" (19.5.1909, 8.5 или 8.6.1914, 1915 - не состоялось, 1919 или 1920, 22.4.1923, 1944 - реализовано в 1965), "Псковитянка" (24.5.1909, 1922 - не состоялось), "Трагедия об Иуде Искариотском" (1909 - не состоялось), "Кикимора" (1910 - не состоялось), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (13.6.1911), "Фуэнте Овехуна" (18.11.1911), "Садко" (1911 - не состоялось, 1920 - не состоялось), "Тристан и Изольда" (1912 - не состоялось, 1921 - не состоялось), "Пер Гюнт" (9.10.1912), "Весна Священная" (29.5.1913 н. ст. (Париж), 14.12.1920, 11 или 22.4.1930, 1944 - использовано в постановках/премьерах 24.4.1948, 30.4.1956, 18.1.1962 и, в редакции К. Арчера, 30.9.1987), "Кащей Бессмертный" (1913 - не состоялось), "Принцесса Мален" (исполнено в 1913, но так и не состоялось, за исключением показа двух сцен 18.12.1914 без декораций, эскизы частично использованы в "Сестре Беатрисе"), "Сестра Беатриса" (18.12.1914), "Ночь на Лысой горе" (1916 - не состоялось), "Хованщина" (1919 - не состоялось), "Сказка о царе Салтане" (1919 - не состоялось), "Золотой петушок" (1919 или 1920 - не состоялось). Указаны даты премьер, для нереализованных проектов - годы окончания работы Н.К.

Кроме того, Н.К. называл (ЛД-[1937], "Театр"; ЛД-[1939], "Памятки"; ЛД-1.6.40) такие несбывшиеся начинания: мистерия "Пещное действо", "Пелеас и Мелисанда", "Слепые", "Башня ужаса", "Ункрада", "Монголы", "Тени". В конце 30-х дважды Н.К. вспоминал "часть "Руслана и Людмилы""), возможно, с чем-то путая.

Иногда эскизы бывали написаны за год или более до премьеры. Некоторые сюжеты были переработаны также и в станковые картины. Обладая даром цветомузыкальности, Н.К. под музыку выбирал гамму цветов. И спектакли, над которыми он работал, почти все музыкальные. Очень пригодились в театре его мастерство в природном и архитектурном пейзаже, а также знание истории.

Именно с театром теснейше связано его увлечение этнографией разных народов в российский период жизни. Причем Н.К. проявил способность интуитивно находить удивительные сплавы общечеловеческого и национального. "Когда начались переговоры о постановке "Пер Гюнта", Станиславский настаивал, чтобы я съездил в Норвегию. Сказал ему: "Раньше сделаю эскиз, как я себе представляю, а уж потом, если хотите, съезжу". Целая группа артистов поехала на фиорды, а вернувшись, нашли мои эскизы очень выразительными для Норвегии, для Ибсена. И ехать не пришлось! То же самое произошло с "Фуэнте Овехуна". Барон Дризен прибежал восхищенный, рассказывая, как некий испанец нашел, что моя декорация вполне отвечает одному местечку около Мадрида" (ЛД-[1939]). "...серия "Пер Гюнта" давно уже выросла в мечтах... после подтвердили, что мои настроения были правильны. Мне хотелось уберечься от всякой этнографии и дать общечеловеческую трагедию" (ЛД-1.6.40).

Как драматург, Н.К. проявил себя в "Весне Священной", будучи соавтором идеи и либретто балета. Предлагал он И.Ф. Стравинскому также либретто балета, посвященного шахматной игре (тоже в 1909 г.). 1-12.11.1917 написал пьесу-мистерию "Милосердие" (сам Н.К. определял жанр ее как "наивное народное действо"; хотел, чтобы к ней была написана музыка). С.Н. Рерих утверждал, что были и другие пьесы, но пропали при пересылке архива в Лондон.

В Школе Общества поощрения художеств Н.К. привлекал учеников к оформлению спектаклей. В созданном им Институте Объединенных Искусств изучался и театр.