Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рерих Н.К. - собиратель

Н.К. "сызмальства любил собирать" (ЛД-24.4.45). В гимназические годы это были дендрологические гербарии, минералы, птичьи перья и яйца, бабочки, жуки. В 1892 г. на археологических раскопках нашел несколько старинных монет, которые, вместе с подаренными дедом, положили начало нумизматической коллекции. Расстался он с ней на аукционе 5 и 12.10.1908.

Археологическая коллекция, добываемая своими руками, постепенно выросла до многих десятков тысяч экземпляров, а основная ее часть - изделия каменного века - и вовсе была крупнейшей в России. Интересная часть - янтарные находки. Немало было собрано в европейских поездках. Притекали образцы из Бельгии и Венгрии. Перед революцией Н.К. договорился о передаче коллекции в Музей Академии Наук. Попала она в основном в Эрмитаж, частично в музей Школы Общества поощрения художеств (в октябре 1915). Некоторые экспонаты выставлялись в Императорской Археологической комиссии и в Париже в 1905 г. И после отъезда из России Н.К. продолжал собирать каменные поделки в тех странах, которые посещал (Н.К. называл в этом смысле Францию, Швейцарию, Италию, Египет, Монголию, Китай, Индию, Америку), например, в экспедициях института "Урусвати".

Совместным с Еленой Ивановной увлечением было собирание старинной европейской живописи - с 1909 г. 22.9.1921 эта коллекция из 215 предметов была увезена из квартиры в Эрмитаж, затем была распределена по многим музеям (см. каталог коллекции в сборнике «Рериховское наследие», т. 3, ч. 1). В российский период у Рерихов были также большие японская и китайская художественные коллекции (тысячи оригиналов, порядка 20 тысяч репродуцированных изображений). В индийский период очень велико было их собрание тибетского искусства.

В Обществе поощрения художеств и институте "Урусвати", в России, в американских и европейских рериховских организациях Н.К. стимулировал формирование художественных фондов и открытие музеев.

"Издревле собирание являлось признаком устойчивости и самоуглубленности... Какая это радость для детей, если в родном их доме они с малых лет встречаются с предметами истинного искусства и с серьезными книгами... В самые последние годы нам неоднократно приходилось радоваться вновь появившейся синтетической системе собирания. Не боясь прослыть эксцентриками или дилетантами, чуткие собиратели начали составлять свои сокровища из разнообразных предметов, связанных внутренним смыслом. Так — самые новейшие картины могли комбинироваться с теми мастерами, которые в свое время проявляли яркое горение к обновлению смысла творчества... Все условности разделения и разграничения спадали, и перед вами, как маяки, светились сопоставления творческих и духовных нахождений вне условных границ народов. Если же обстоятельства не позволяли вносить в дом самые оригиналы, то или эскизы, или даже толково исполненные воспроизведения могли вводить в мир возвышающий, позволяющий светло мечтать о завтрашнем дне... мы можем помочь опытом и советом в вопросах начинающегося собирательства. Это одно из наших ближайших обязательств — открыть дверь робко стучащимся. И еще раз не только открыть, но и разъяснить им, чтобы они стучались бодро, без предубеждения, что пользование искусством лишь удел богачей. Нет, это прежде всего удел светлых и бодрых духов, которые стремятся украсить существование свое, и вместо мертвенного азарта игры решили усилить себя проявлениями человеческого духа, который, как бесконечное динамо, животворяще напитывает все сделанное им. Сколько радостей на этом пиру творчества! Сколько потемок в жизни может быть так легко заменено сияющими лучами восхищения... Мы видели, как во время самых суровых потрясений в России, в Австрии, в Германии именно художественные цены сравнительно стояли твердо. В некоторых случаях именно художественные ценности вывели целое государство из финансовых затруднений. Мы бережем этот неоспоримый факт как доказательство истинной валюты человеческого духа. Когда все наши условные ценности потрясены, сознание людей инстинктивно обращается к тому, что среди эфемерного является относительно более ценным. И духовные творческие ценности, пренебреженные во время торжества желудка, опять являются прибежищем. Поэтому говорить о росте духовного творчества, утверждать о собирании и о хранении всегда уместно, но особенно нужно оно, когда эволюция переживает трудные моменты, не зная, как решить возросшие проблемы. А решить их можно только в духе и в красоте". (Н.К. Рерих, "Собирание" - из сб. "Держава Света"):

Одним из дел приобщения широких масс к утонченному собирательству было участие Н.К. в организации издания художественных открыток (см. 1902 г. в основном биографическом очерке): "...не денежным доходом измерялось значение этого дела. Значение измерялось количеством широко разбросанных художественных воспроизведений, привлекших к пути Красоты множество новых, молодых сердец. Цветная открытка, изданная художественно и в определенной системе, проникла в новые круги народа и образовала молодых энтузиастов. Сколько новых собирателей родилось... издательство послало в мир воспроизведение самых прогрессивных творений. Так... в простоте ясности рождались дела Красоты" (Н.К. Рерих, "Звезда Матери Мира" - из сб. "Пути Благословения").

Для поднятия художественного уровня аукционов в России, Н.К. создал и возглавил комиссию, одной из основных задач которой ставилось недопущение к продаже подделок.

"Конечно, без собирательства не прожить. Но в новом строе и оно должно преобразиться. Вместо одиночного, личного, самостного оно станет коллективным. Человек творит, собирая. Так же могут сотрудничать целые группы, и дело лишь выиграет... Почему радость любования должна быть скаредно личною? В коллективе она может выражаться еще сильнее... И чем больше народа прикоснется к этой нетленной радости, тем плодоноснее будет народное достижение" (ЛД-4.2.42).

И, конечно, Н.К. являлся собирателем людей, знающих и горящих духом, для решения великих задач, а также идей и научных данных, за которыми будущее.