Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рерих Н.К. - писатель

В возрасте около 14 лет Н.К. начал писать стихи, рассказы и пьесы, предпочитая исторические темы ("Поход Игоря", о русских богатырях, средневековых рыцарях и т.п.). Вероятно, посылал их в периодические издания, но первое опубликованное стихотворение пока найдено лишь в "Новом Мире" за 1901 г. (N 66). Уже тогда полюбил записывать легенды. Первые свои статьи Н.К. датировал 1887-м годом (сообщение в письме Р.Я. Рудзитису от 20.9.1937). Видимо, речь о публикациях в журнале "Нада" (Босния): Н.К. упоминал (ЛД-8.4.41) приглашение к сотрудничеству в пятом классе гимназии, и писал он тогда статьи о Руси. В том же журнале были публикации в 1895 г., а возможно, и в 1898 г. В 1889 г. в журнале "Природа и охота" напечатали его заметку "Сарычи и вороны" (видимо, это он и называет в том же письме "первыми художественными выступлениями в журналах в 1889 г."), и до 1893 г. вышло немало его записок охотника и натуралиста в "Охотнике" (1890), "Охотничьей газете" (за 1891: 4.2, 8.2, 18.2, 1.4, 13.5, 8.7, 19.8, 30.9, 7.10, 21.10, 11.11), "Русском охотнике" (31.8, 28.9, 9.11 за 1891) и "Звезде" (13.7.1893). Это или заметки прикладного значения, или научного, или художественные этюды о природе. Недавно опубликованы и другие его охотничьи рассказы. Н.К. иногда использовал псевдонимы "Молодой" и, позднее, "Р. Изгой".

В 1894-9 гг. и иногда позднее Н.К. вел дневник, что было полезно для развития мастерства литератора, и не раз эти записи перерабатывались в статьи и книги. Рано и интенсивно проявил себя он и в эпистолярном жанре: уже со студенческих лет писал огромное число писем (только к Куинджи насчитали сотню; в российских архивах остаются неопубликованными несколько сот дореволюционных, например, 312 к Елене Ивановне). Вероятно, и от 20-40-х годов сохранились тысячи. Ранние письма иногда включали шутливую былину или еще какую-то стилизацию под старину.

Среди его студенческих работ - «Художники времени Стоглава и Государева Иконного Терема», «Живописное дело Древней Руси (в главнейших моментах», «Художники Древней Руси», «Правовое положение художников в Древней Руси».

С первого номера журнала "Искусство и художественная промышленность" (издавался с октября 1898), где он работал помощником редактора, печатались его отклики на художественные события (выставки, собрания) и цикл статей "Искусство и археология" (упоминаются публикации в этом журнале в NN 1-3 (1898), 4-6, 8-12 (1899)). Художественным критиком он не стал, но в качестве искусствоведа выступал много и хорошо. В последующие годы российского периода жизни он писал чаще либо о современных художниках, либо о древнем искусстве - русских иконах и архитектуре, каменном веке, японском искусстве, прикладном и т.д. Почти всегда речь шла о значении искусства, культуры, их восприятии, необходимости беречь их. Уже в 1899 г. нашел свою главную публицистическую тему - охрана культурных сокровищ. Всего же за дореволюционный период Н.К. опубликовал десятки популярных статей и заметок. Среди них большие циклы "Листы художника" и "Записные листки". Наиболее значительные из статей попали в "Собрание сочинений" (1914).

Газетные публикации: "Мировые отголоски" (1890?, 14.1.1897), "Новости" (1895?), "Новое время" (1897?, 15-16.6.1899, 14.1.1900, 7.4, 11.6, 25.7 и 3.11.1901, 23.12.1903, 7.1, 30.5 и 9.6.1904, 20.3.1908, 28.4 и 18.12.1909, 15.4.1910, 12.9.1914, 18.5.1916(?)), "Санкт-Петербургские ведомости" (13.9.1899, 21.3.1900, 4.4.1910), "Россия" (2.12.1900, 30.4.1901), "Новое слово" (3.11.1901), "Ежедневник искусств и литературы" (7.12.1901), "Петербургский листок" (31.12.1903), Иллюстрированное приложение к газете "Русь" (16.1.1904), "Русь" (12.11.1905, 17.3 и 15.12.1906), "Утро России" (19.9.1907, 17.11.1909), "Петербургская газета" (25.3(?), 21.10 и 27.12.1911, 28.11.1912, 1.1.1915), "Слово" (3.2, 12.2, 15.2, 9.4, 6.5, 3.8, 16.8 и 27.8.1908), "Биржевые ведомости" (24.11.1905 («Русские археологические коллекции за границей» анонимно), 8.8, 20.11 и 21.11.1909, 17.2 («Выставка «Союза»» анонимно), 3.4, 6.5, 7.7(?) и 12.7.1910, 31.12.1911, 1.1(?), 12.1, 7.5 и 17.9.1912, 21.8 и 4.9, 9.9 и 18.9.1914, 6.3, 21.9 и 28.10.1915, 1.1, 31.1, 14.3, 28.7, 3.8, 18.9, 28.10 и 25.12.1916), "Русское слово" (15.5, 18.7 и 24.12(?).1909, 8.1, 15.7 («Великая жертва» анонимно) и 7.10.1910, 24.11 и 28.12.1911, 17.1, 19.2, 25.7 и 25.12.1912, 11.6, 27.6, 3.7, 7.7, 10.8, 20.8, 24.8 и 25.12.1913, 10.1, 14.6, 6.8, 20.8, 28.8, 10.9, 20.9(?) и 25.12.1914, 8.3.1916; Н.К. 26.11.1911 согласился на постоянное сотрудничество с этой газетой, заведовал отделом искусств), "Киевская мысль" (6.4.1910), "Речь" (20.5.1910, 15.9.1912, 17.1.1913(?), 1.4.1917), "Против течения" (3.12.1910), "Русский паломник" (11.12.1910), "Раннее утро" (27.12.1911(?), 1.1.1912), "Казань" (19.1.1912). Интервью (проверенные по сборникам "Николай Рерих в русской периодике") в список не включены. В списке остаются лишние (не проверенные) ссылки.

Журнальные публикации: "Звезда" (1891), "Ежемесячные сочинения" (N 10 за 1901, NN 9-10 за 1903), "Журнал для всех" (NN 5, 9, 10 за 1902; в том году был художественным редактором и, вероятно, автором рубрики "К рисункам", подписываемой "Н. Р."), "Художественные сокровища России" (NN 2, 6 за 1901, NN 1, 6-8 за 1904), "Мир искусства" (NN 3, 5, 7 за 1904), "Весы" (NN 9, 11 за 1904, NN 2, 8 за 1905), "Зодчий" (NN 26, 28, 30 за 1904), "Искусство" (NN 1, 4, 5, 7 за 1905), "Золотое руно" (NN 1-2, 4, 6-9 за 1906, NN 4, 6 за 1907), "Старые годы" (NN 1, 3, 6, 11 за 1907, NN 1, 2 за 1908, NN 3, 5 за 1909, N 1 за 1910, NN 4-6 за 1916; был объявлен "сотрудником" журнала с момента его основания), "Перевал" (N 4 за 1907), "В мире искусств" (NN 1, 14-16 за 1908, NN 7 и 10-12 за 1909), "Огонек" (N 25 за 1908, N 13 за 1909, N 1 за 1910, N 52 за 1911, N 1 за 1913), "Северное сияние" (N 1, ноябрь, за 1908), "Городское дело" (N 6 за 1909), "Вестник Европы" (N 4 за 1909), "Нива" (N 18 за 1909), "Новое слово" (N 5 за 1909), "Искусство и печатное дело" (N 5 за 1910), "Художественно-педагогический журнал" (N 24 за 1910), "Всеобщий журнал литературы, искусства, науки и общественной жизни" (N 4 за 1911), "Черное и белое" (N 1 за 1912). "Царскосельский район и особый эвакуационный пункт" (N 6 за 1915), "Аполлон" (?), а также в зарубежных: "L'Art Decoratif" (N 86 за 1905), "Manes", "Narodne Revue", "Dilo", "Emporium" (Франция, Чехия, Англия, Италия?).

Публикации в сборниках: "Талашкино. Изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой" (СПб.: Содружество, 1905), "Talachkino. L'art decoratif des ateliers de la princesse Tenichef" (St. Petersbourg: Sodrougestvo, 1906), "Русская икона", вып. 1 (СПб., 1914), "Великая война в образах и картинах" (В восьми выпусках. Пг., 1914-15), "Памятники русского театра из собрания Л.И. Жевержева" (Пг., 1915), "Артист - солдату" (1915), "В год войны" (Пг., 1915), "Париж накануне войны" (Пг., 1916), "Пряник осиротевшим детям" (Пг., 1916), "Полвека для книги" (М., 1916). "Н.К. Рерих" (Пг., 1916), "Душа России" (Лондон, 1916).

В публицистике этих лет силен социологический момент: Н.К. освещает состояние общества в аспекте культурности и призывает к лучшему образу жизни. Можно вычленить и более художественные жанры - путевые очерки (они имеют иногда и научное значение) и воспоминания. Встречающиеся иногда живые диалоги и вовсе сближают статьи с вполне литературным и распространенным тогда жанром художественного очерка. Пишет Н.К. в эти годы и аллегорические "сказки", иногда белыми стихами, чаще более похожие на легенды, а также стихи, часто являющиеся философскими притчами.

На 1899-1911 гг. приходится ряд его научных публикаций в археологических сборниках и отдельными оттисками (что позволяет считать их брошюрами). Кроме выявленных в виде отдельных оттисков (см. библиографический раздел), это статьи в "Известиях археологической комиссии" (1901, вып. 1) и "Записках отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества" (1907, т. 7, вып. 2). По службе в Обществе поощрения художеств см. журнал "Художественные сокровища России" (NN 2, 6, 7 за 1901) и "Отчет о деятельности ИОПХ" (1902, 1903, 1905).

О драматургическом творчестве Н.К. см. "Рерих и театр". К 1917 г. относится единственная повесть Н.К. "Пламя".

Стихотворения 1907-21 гг. Н.К. собрал в сборнике "Цветы Мории" (1921), в английском издании озаглавленном "Пламя в чаше". Их можно при желании отнести к популярному тогда символизму, однако все же стиль Н.К. оригинален, неповторим, как и в живописи. В основном стихи датированы 1916-8 годами, то есть карельским периодом, когда Н.К. был увлечен поэзией Р. Тагора и когда уже начались полусознательные получения откровений от Учителя. Чувствуется даже стилистическая общность с первой частью "Листов Сада Мории", в записи которой Н.К. участвовал. Есть общие образы и сходные обороты. Последнюю часть сборника ("Наставление Ловцу", датированное 15.4.1921) Н.К. прямо указал как данную Учителем Морией (Аллал-Мингом). Книга была издана для "духовно голодных". Как в публицистике Н.К. был социально ориентирован, так и в стихах личное почти отсутствует: "я" здесь не страстное, а духовное. Главная, пожалуй, тема сборника - духовный поиск. Из более поздних стихов известны только "Монеты" (1921), "Дар" (1922) и "Владычица Знамени Мира" (1933).

В связи с общественной деятельностью, Н.К. выступает как автор программных документов (кружок самообразования, ОПХ, общества по охране старины и т.д.). В 1917 г. - как соавтор, вместе с М. Горьким и А. Бенуа, обращений к общественности: воззвания в "Известиях" (8.3.1917) и "Русской воле" (1.4.1917). Писал в последние 30 лет также предисловия: к книгам "Mohanlal Kashyap. Rakshabandhan and other Poems" (Bombay: International Book House, 1941), "M. Fathulla Khan. The Ships and Boats of the Ajanta Frescoes" (Secunderabad: New Hyderabad Publications Co., 1937), А.П. Хейдока, Р. Тагора, Тейджа Синга, Бхану Синга, Гупты и др. В сборнике "Держава Света" помещены два предисловия 1930-го и близкого тому года к книгам, скорее всего, американских авторов. Были его предисловия к книгам "Ivan Narodny. American artists" (1930), Фредерика Кеттнера (см.) "Spinoza, the biosopher" (New York: Roerich Museum Press, 1932), "Goethe: a symposium" (New York: Roerich museum press, 1932). Известно и более раннее (1912) - к книге А.Ф. Мантеля (см.).

И, конечно же, Н.К. писал в зарубежный период огромное множество статей, научных (археологических, востоковедческих, о психической энергии) и популярных. Статьи собирались в сборники. Наиболее крупное произведение - "Алтай - Гималаи" (отредактированный дневник экспедиции). И прежде в статьях Н.К. был силен этический элемент, тем более это характерно для периода, когда он знал Учение Живой Этики. Можно выделить ряд статей о подвижниках культуры.

Библиография зарубежного периода изучена слабо. В 1919 г. в финской газете "Русская жизнь" вышла серия статей "Ко времени" (10, 14, 17 и 27.3); в Стокгольме были публикации в "Ord och Bild" и "Svenska Dagblatt", в Копенгагене - в "Berlingska Tidningen". В Лондоне - в "Proceeding of the Anglo-Russian Literary Society" (1919 или 1920), "The Herald of the Star" (1922, 1923), "Service" (июнь 1923). В Париже - в "La vie des peuples" (1923).

Американские публикации, считая только русские газеты, размещались в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Сан-Франциско, Сиэтле, а на английском - в газетах и журналах "Archer", "Roerich Museum Bulletin", "Flamma", "New York Times", "Art and Archaeology", "World Unity", "The Messenger", "Theatre Art Magazine", "The University of California Chronicle", "The Musical Observer", "The Musician", "Our World", "The American Magazine of Art", "New Haven's Teachers' Magazine/Journal", "Дельфийском журнале", калифорнийских "Восток-Запад", "Inner Culture" и др. Здесь счет шел на десятки. Менее активно размещали его статьи рериховцы Европейского центра: во Франции и Бельгии вышло всего несколько статей Н.К. В Риге, кроме напечатанных в газетах, было несколько публикаций в сборниках, в том числе в "Мысли" (1939) и "Литературных записках" (1940). Были также статьи в нью-йоркском сборнике "Родная Земля" (1921, N 2), в пражском сборнике "Вольная Сибирь" (1930, N 9), несколько в американском (Нью-Йорк и др. города) альманахе "Земля Колумба" в NN 1-2 (1936, 1937), что-то в эстонском "Витязе" (1939-40).

Публикации в русскоязычных газетах: "Последние новости", Париж (1921, 30.3.1939), "Слово", Рига (N 137 за 1926), "Новая заря", Сан-Франциско (12.12.1931, 9.2.1935, 17.11.1937, 12.3.1938), "Витязь", Таллинн (24.12.1932), "Заря", Харбин (10.12.1933, 1.1.1934), "День русской культуры", Харбин (11.6.1934), "Русское слово", Харбин (30.9.1934), "Наша заря", Пекин-Тяньцзинь (13.12.1934, январь или февраль 1935), "Шанхайская заря" (не позднее 19.3.1935), "Свет", Филадельфия (22.3.1935, 21.1, 28.1, 18.2 и 21.10.1937), "Рассвет", Чикаго (8.6 и 21.10.1935, несколько в 1936, 3.7, 6.7, 10.7 и 14-15.9.1937, 7.5.1938), "Старый Нарвский листок", Нарва (1.10.1935), "Сегодня", Рига (N 309 за 1936, 17.1, N 84, 23 или 25.8, 26.9 и 5.11.1937), "Газета для всех", Рига (25.12.1938).

Журнальные публикации: "Оккультизм и Йога", Белград и София (NN 1-6, 8-10 за 1933-8), "Рубеж", Харбин (N 43 за 1935), "Осетия", Париж (NN 2-9 за 1933), "Культура", Шанхай (N 3 за 1939).

Н.К. упоминал переведенные на другие языки статьи в журнале Х. Альбуэрне в Буэнос-Айресе, публикации на Цейлоне (в одном из списков Н.К перечисляется "Young Ceylon", возможны и другие периодические издания), и "по-болгарски, и по-испански, и по-португальски, и по-немецки, и по-литовски".

В Индии было напечатано на английском языке, а также "по-хинди, и по-урду, и по-гуджрати, и по-сингалезски, и по-тамильски", более тысячи статей Н.К. в более чем 50 журналах и газетах; только в южноиндийском "The Scholar" (Палгат) к 1942 г. он поместил 130 очерков. Самая первая индийская публикация Н.К. (стихи из "Цветов Мории") появилась в декабре 1920 г. в "The Modern Review" (Калькутта), вместе со статьей о нем. В "The Theosophist" (Адьяр) были статьи в 1923, 1924 и сентябре 1936 гг.

Печатались его статьи в калькуттских "Art and Culture", "The Dawn of India" и "The Hindustan", синтском "Dawn", аллахабадском "The Twentieth Century", "All India Weekly" (Бомбей), "The Cochin Argus", "The Cochin Times", "The Malabar Herald" (Кочин), "The Educational Review", "The Indian Review", "The Field", "Стри Дхарма", "Сильпи" (Мадрас), "Our India" (Дели), "Mira" (Хайдарабад), "Hindustan Standart", "Maha Bodhi Journal", "Indian Magazine", "The Hindustan Review", "The Vision", "Peace", "Kalyan", "Saqi", "Prabuddha Bharata", "Vedanta", "Kesari", "Kumar", "The Buddhist", "The Leader", "Culture", "The Divine Life", "The Young Builder", "College Magasine", "Sanket", "Roshini", "Czechoslovak", "Outlook", "Viswa Bharati", "Mysindia", "The Sri Chitra Yugam", "Navajeevan", "Free India", "Pen-Friend", "The Bosat", "The Comrade", "East & West", "The Holkar College Times", "The Scout", "The New-Outlook", "Upasana", "The Old College", "Kalapaka", "Review of Philosophy and Religion", "All India Women's Con. Bull.", "Читра", "Ридерс Дайджест", "Динамани", "Калаймагал", "Бхаша Пошини", "Индия", "Вичитра", "Навчетан", "Абхюдайя", "Бхарати", "Ориент", "Тривени" (среди русских транскрипций возможны сокращения названий, в том числе уже указанных выше). Особенно Н.К. старался знакомить индийцев с русской культурой, в частности, с русскими художниками и писателями. В СССР при жизни состоялось, видимо, лишь 2 публикации - в латвийской газете "Jaunakas Zinas" (27.6.1940 - через несколько дней после введения советских войск) и в журнале "Славяне" (декабрь 1944; да и то с сокращениями, хотя предлагался целый сборник статей "Слава"). Была еще такая публикация: "Валентина прислала вырезку из советского журнала "Костер" в Праге с моим листом..." (ЛД-[июнь 1947]).

В 1936 г. издание книг Н.К. в рериховских центрах прервалось (книги выходили только в Индии), и он стал собирать свои заметки и некоторые из писем в рукописные сборники "Листы дневника" (первый такой том 1934-5 гг. частично вошел в сборники "Врата в будущее" и "Нерушимое"; первые 150 "листов" Н.К. к 21.5.1935 сначала собрал как книгу "Да процветут пустыни", но издание не состоялось). Часть этих статей переводилась и публиковалась в прессе США, Индии и других стран. Жанровый состав разнообразный: мемуары, очерки путешественника (многое написано в экспедиции 1934-5 гг.), проблемные статьи, обращения и др.

Писатель и художник в Н.К. не были разделены. В статьях он выражал взгляды на искусство - одно помогало другому. Сюжет иногда воплощался и в литературном произведении, и в картине: например, сказка и картина "Девассари Абунту", очерк "По пути из варяг в греки" и картина "Заморские гости". Было несколько авторских объяснительных надписей к картинам на выставках. В одной из статей сравнил литературное произведение и художественную мозаику, а также то и другое с жизнью.