Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рерих Н.К. - археолог, исследователь и охранитель культурного наследия

В девятилетнем возрасте Н.К. присутствовал при археологических раскопках Л.К. Ивановского, что произвело на него громадное впечатление. В письме Р.Я. Рудзитису от 20.9.1937 он называет годом первых своих раскопок 1887-й. Некоторые находки Н.К. сдавал в гимназию учителю А.Л. Липовскому (см.), и те стали основой школьного этнографического музея. Хотел поступить на исторический факультет университета, но отец не позволил, и Н.К. посещал лекции там неофициально. С.Ф. Платонов (см.) поддержал его увлечение археологией, и с 1894 г. Н.К. стал копать курганы по всем правилам, с получением и отчетным заполнением стандартных бумаг в Императорской Археологической комиссии (где ему помогал А.А. Спицын - см.). Ввел новшество: рисунки полевой документации иногда выполнял в цвете. В 1896 г. Спицын впервые опубликовал его археологические рисунки в своих трудах. Они долго использовались в обучении как образцовые.

До 1905 г. Н.К. каждое лето выезжал на археологические разведки и раскопки. До 1898 г. копал курганы и жальники в окрестностях Извары. В 1892 - курганный могильник между селом Грызовым и деревней Озертицы Царскосельского уезда Петербургской губернии. В 1894 - копал 3 кургана около дер. Сосницы, осмотрел "Серебряный ручей" у речки Хмеленки (Царскосельский уезд). В 1895 - курганы у дер. Сосново Сосницкой волости и дер. Калитино Царскосельского уезда. В 1896 - в Губаницкой волости Петергофского уезда (деревни Горье, Сомино (Сумино), Будино, Роговицы, Волосово, Лисино, Захонье), Врудской волости Ямбургского уезда (деревни Сяглицы, Ославье, Рогатино, Рабитицы, Домашковицы, Введенское; наблюдение у дер. Ямки), Сосницкой волости Царскосельского уезда (Таракановский лес мызы Извара; наблюдения у деревень Черная, Сосницы, Калитино, Грызово, Озертицы, Заполье, на Куделовой горе). В 1897 - копал могильники возле Извары. В 1898 - раскопки при деревнях Глумицы, Роговицы и Черной(?) Царскосельского уезда (и наблюдение возле дер. Дамище (Даймище)) и имении Торосово Петергофского уезда Петербургской губ., в результате чего открыл новый вид погребений Водской пятины. В 1899 обследовал (опросы, разведки, иногда раскопки) в Новгородской и Псковской губерниях уезды Порховский (Дно, Скново, Блошна, Дубровна, Чубарево, Заклинье, Лаз, Крючкина, Уза, Подклинье, Подгривье, Головино, Бор, Верхние Горки, Головицы, Вязка, Заречье, Батино, Боркино, Вышково, Поддубье, Колотилов Клин, Боровичи, погост Опоки, Заполье, Булавино, Каменка, Сухлово, Должицы, Пески, Сойкино, Загорье, Плосково, Райцы, погост Молочково, Заборовье, Отрада, Любитово, Городок, Пснино, Петровщина, Гребня, Вязищи, погост Ретня, Колтово, Глубокая, Одосье (Водосье)), Валдайский (Глубочиха, Подлипье), Старорусский (Великое, Сусалова, Почкова, Высокое, Межник, Ручные Котцы, Ручевые Котцы, Короваева, Калинова, Маринницы, Жажванниково, Белая, Б. Боры, М. Боры, Баранова, Порожек, Взгляды, Б. Межуречье, М. Межуречье, М. Станишино, Казнобицы, Островок, Никулино, Городок, Шилова Гора, Дуброва, Подосье, Чуракова, Рно, Барок, Хотяжа, Раглицы, Хотигоща, Сухарева, Бородцы, Устицы, Сельцо, Борицы, Парник, Язвино, Сущева (2?), Тёс, Солоницко, Углы, Подгощи, Луки, Подолье, Остров, Ручьи, Пузырева, Бор, Шимск). Открыл "каменные круги". 16.5, совместно с профессором Н.И. Веселовским и студентами Археологического института, провел раскопки около деревни Пежовицы (Пожевицы) Петергофского уезда. 3.8 выезжал смотреть якобы найденные при разработке карьера пещеры на старообрядческом кладбище около деревни Дубня Порховского уезда Псковской губ. 1900: 12-14.5 провел экскурсию на курганы в окрестностях сел Гостилицы и Дятлицы Петергофского уезда и выявил 11 новых типов погребений; в Новгородской губ. провел работу в Валдайском уезде (возле Окуловки (могильник Воскресенский Нос и др.), Бологова и имения Котово). 1901: Ижорское плато, Валдайский и смежные уезды; 11.7 вместе с сотрудниками Археологического института ездил в село Федоровское под Павловском, но "подземные ходы" оказались провалом подземной речки. 1902: 23.5 - экскурсия около станции Елизаветино и в деревнях Смольково и Озера (а до того предварительная разведка); в июне, наряду с раскопками, было опрошено 92 селения Новгородской губ. - в уездах Крестецком (Перетно, Окуловка, Березовик, Елагина, Василева, Голодаевка, Подберезье, Парахино, Поддубье, имение г. Шатц, заводь г. Пасберга, Махнова, Полище), Валдайском (Боровно, Загубье, Мельница, Бобовик, Перевоз, Горы, Баркова, Кравцова, Жалинцы, Перестово, Домовичи) и Боровичском (Демихова, Глазова, Владычно, Крючково, Дорохново, Котово, Шегрина гора, Городок, Данилова, Тайнова, Дерягина, Хоромы, Бобовик, Подборье, Потерпилец, Боровичи, Гверистянка, Сушанье, Тини, Ланышина, Косюша, Тухун, Власиха, Орехова, Юрино, Башева, Могилино, Б. Леса, М. Леса, Люли, Горка, Лыткино, Жаворонково, Белавино, Подол, Быкова, Прудище, Дубовики, Федосино, Хлопчиха, Дурилино, Лединка, Кончанское, Сопины, Сорокино, Любань (Любони?), Колупалово, Тумашево, Юхново, Милино, Столбово, Устрика, Львово, Фалалеева, Фелистово, Александрово, Ульянова, Сорочья, погост Мошинской, Никольский, Рагозна, Б. Меглецы, М. Меглецы, Бельково, Тельбовичи, Плужина, Передки, Коровкина). Кроме этих названы Обречье, Жданье и Левоча. Первые свои находки каменного века, причем с янтарными украшениями, засыпанными красным красителем, сделал в курганах около с. Кончанского на озере Шарегодро, что было признано новым для России типом памятников. 1903: 27.4 разведывал и 14.5 со студенческой экскурсией копал курганы у мызы Войсковицы; летом - вел раскопки на городище Городец-на-Саре возле Ростова, осмотрел также Добросельское городище около Владимира на Клязьме, но раскопкам помешали посадки овса; осматривал археологические памятники во время художественной поездки. 1904: Вышневолоцкий уезд Тверской губ., стоянка каменного века на озере Пирос. 1905: Новгородская губ., городище возле Кафтинского озера, озеро Мстино в Тверской губ. В 1906 знакомство с коллекциями каменного века в Прусском и Римском музеях. С собой берет свои находки и выявляет большое сходство изделий с европейскими каменными и янтарными. В селе Млево Тверской губ. посетил могилу Марфы Посадницы и вел раскопки городища. 19.8.1908 получил разрешение копать около Бологова. Около 17-21.6.1909: раскопки возле Талашкино (в Гнёздово и, похоже, в имении Оболенских). 1910: 5-21.7 Н.К. и Н.Е. Макаренко (см.) произвели раскопки в Новгороде (Рюриково городище и кремль; кроме того, обследовали состояние стен кремля и осмотрели пригородные древние места Волотово, Ковалево, Холопий Городок, Лисичью Гору и Вяжицкий монастырь), открыли около семи хорошо сохранившихся культурных слоев и определили их возраст. Хотели оставить разрез как музейный объект хотя бы до археологического съезда в Новгороде (21.7-4.8.1911, в котором Н.К. участвовал), но все пришлось снова засыпать. Через несколько десятилетий в Новгороде были открыты знаменитые берестяные грамоты, и только тогда стало ясно, что мог обнаружить Н.К. (пророческое чутье его проявлялось и в других случаях), если бы не только княгиня Тенишева финансировала раскопки. С М.К. Тенишевой (см.), кстати, Н.К. не раз пересекался в делах охраны культурной старины, писал о ней статьи в связи с этим. Около 20.8.1910 участвовал в раскопках Ковшарового городища недалеко от Талашкино. Июнь (и июль?) 1913: археологическая разведка "городка" на Рым-горе возле Кисловодска. В 1914 г. Н.К. участвовал в "экскурсии" Московского археологического института (с 28.5 по 10.6 осмотр памятников старины в Ростове-Ярославском, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Москве, Смоленске и Витебске, включая раскопки на старом русле Оки и курганов около Витебска).

Н.К. собрал гигантскую научную коллекцию (см. "Рерих - собиратель", где речь и о старинном искусстве), полторы тысячи предметов из которой показывались в 1905 г. на международном научном конгрессе (Периге, Франция) и что-то планировалось к показу осенью 1910 г. в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого. Не раз, начиная с 29.10.1896, выступал на заседаниях Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества с докладами. В частности, 16.1.1898 демонстрировал "опыт скульптурного изображения погребений", 2 глиняных скульптуры были вскоре переданы в Исторический музей. Новшеством был его метод просеивания культурного слоя. Н.К. один из первых предположил ориентацию погребений не на истинные стороны света, а на меняющиеся в течение года точки восхода и захода. Сенсационным был доклад 26.11.1906 о находке на озере Мстино или озере Пирос фигурок каменного века, изображавших людей (в те годы и пещерную живопись многие специалисты считали фальсификацией). Посещал также заседания Восточного отделения. 30.12.1897 был избран членом-сотрудником ИРАО по ОРСА, 3.2.1905 - действительным членом (диплом выслан 12.3). В последний раз выступил на заседании 30.3.1907 (всего - 15 раз), в последний раз присутствовал 18.11.1907. Дарил ИРАО экспонаты своей коллекции и археологические рисунки и этюды.

28.9.1898 начал вести факультативный курс лекций и практических работ "Художественная техника в применении к археологии" в Императорском Петербургском Археологическом институте (до мая 1900; была открыта одноименная кафедра), до 1903 г. проводил археологические экскурсии. Дарил институту рисунки, этюды и археологические находки. Автор памятки ИПАИ (1899) для составления первой относительно полной "Археологической карты Петербургской губернии", руководил составлением карты (1899-1902). В 1899-1911 гг. были опубликованы не менее 7 его больших научных статей, многие из которых вышли и в виде брошюр (см. библиографический раздел).

Сочетание в Н.К. археолога и художника приносило крупные и научные, и художественные, и духовные открытия. Кроме уже отмеченного, он первый в России стал изучать орудия каменного века с художественной точки зрения. Нашел изображения животных, орнаменты. Проектировал мебель на основе образцов пермского звериного стиля (1899). Многие годы писал картины на древние исторические сюжеты, включая каменный век (см. "Рерих - художник"). Не раз использовал в картинах изображения реальных археологических находок, из научных публикаций и из собственных коллекций и архивов. Для отображения творческого стиля, "души" того или другого народа рисунки древнейших мастеров оказывались самыми уместными. Некоторые картины или элементы картин, созданные Н.К. под впечатлением, например, от Центрально-Азиатской экспедиции, можно рассматривать и в качестве научных зарисовок, но не как бездушную информацию. Н.К. не просто заимствовал зрительные образы, но обнаруживал за внешностью глубинный смысл и художественными средствами давал намек на него. Для чувствительного и углубленного зрителя эти намеки могут оживать, то есть приводить к истине более ценной, чем просто "научный факт". Н.К. умел видеть в прошлом и частном вечное, оно же сущностное. Для духовидца внешность - повод для приобщения к миру духа. А древняя простота без современного культа деталей и различий такие поводы давала. Это качество простоты характерно и для его и старинных мастеров работ в иконописи.

"Старина узнанная, достойно возвеличенная, должна научить и открыть пути. Из чудесных древних камней сложим ступени грядущего" (Н.К. Рерих, "Слово напутственное", 1916).

"...некоторые люди смотрят искоса на "затемнелую" археологию и отрезают ее от искусства... Человечество знало радость искусства, и мы еще можем найти эти следы... Предскажем, что в поисках лучшей жизни человечество не раз вспомнит о свободном человеке древности: он был близок природе, жил с ней душа в душу, знал красоты ее. Он знал то, чего мы не ведаем уже давно. Цельны движения древнего, строго целесообразны его думы, остро чувство меры и стремления к украшению. Понимать каменный век как дикую некультурность будет ошибкою неосведомленности. В дошедших до нас страницах времени камня нет звериной примитивности. В них чувствуем особую, слишком далекую от нас культуру... Живым укором для нас является искреннее стремление древнего украшать свой обиход... Помня обо всех великих завоеваниях искусства, нужно снова подумать о применении формулы красоты в реальной жизни. Иначе последние спазмы материализма задушат вдохновение и духовность, пробуждающиеся в наше время... Вечность озаряет наше тусклое существование духом красоты... " ("Каменный век", 1908, из сб. "Адамант").

"Спрашиваете, отчего мы углубились именно в каменный век, изучали его и собирали. Причин несколько. Красота камня, высокое качество отделки его, малоизученность русского каменного века, наконец, таинственная международность культуры камня. Разве не удивительна тождественность культуры каменного века во всех частях света? Повсюду встречаете ту же технику, тончайшую, доселе не разгаданную... Поистине, поразительна "международность" мысли и воли, приведшей самых различных насельников к единообразному творческому выражению... Древний не только умел осилить изящество техники, он знал и ценил качество материала, и в этом было выражено врожденное чувство красоты. А там, где это высокое чувство проявляется, там уже не дикость, но своеобразная Культура" (ЛД-7.7.44).

Приблизительно с 1903 г. Н.К. стал уделять больше внимания надземным памятникам культуры. По результатам летней поездки по русским городам он в конце 1903 г. устроил выставку этюдов и картин с изображениями соборов и других архитектурных древностей. 23.12.1903 опубликовал статью "Старина" и в 1904 г. брошюру "По старине" - начало большой серии подобных очерков. 16.3 и 2.11.1904 на заседаниях Императорского Петербургского Общества Архитекторов-Художников сделал сообщения "По старой Руси" и "Из прошлой и настоящей жизни русского искусства" о плохом обращении с памятниками архитектуры. Подобные сообщения делал и в последующие годы. 15.11.1907, при обсуждении проекта Н.К. о предупреждении изуродования фасадов исторических и новых зданий случайными пристройками и вывесками, Общество избрало комиссию (включая Н.К.) для разработки этого вопроса. Так начиналось вполне сознательное выполнение им миссии охранителя культурных сокровищ, потом кульминировавшее в Пакте Рериха (см.). Вряд ли без его влияния в декабре 1904 г. при МВД была образована комиссия по сохранению древних памятников и зданий. Самое же первое выступление Н.К. за бережное отношение к памятникам относится еще к 1899 г. - разоблачительная статья об уродующей реставрации собора Святой Софии. Сначала Н.К. предполагал вину отдельных лиц, но к 1906 г. обнаружил, что Императорская Археологическая комиссия не раз санкционировала антинаучные разрушения, и вступил в конфликт с этой организацией, обличая ее в прессе. Всего же до революции Н.К. опубликовал в газетах и журналах несколько десятков статей и заметок в защиту историко-культурных памятников (в том числе финских) и исторических пейзажей от разрушения или небрежной реставрации, о создании музеев, о значимости икон и старых фресок, старинных церквей и городов, об оживлении традиций русского искусства в мастерских Талашкино, о невосприимчивости людей к древнему прекрасному искусству и на другие близкие темы. Н.К. обнаруживал живой смысл культурной старины, воскресил понимание красоты древнерусского изобразительного искусства.

С 1908 г. он принимал участие в работе Императорского Русского Военно-исторического общества (разряд военной археологии и археографии). По инициативе Н.К. 15.10.1909 в Обществе Архитекторов-Художников была создана комиссия по организации Музея Допетровского искусства и быта (до того существовал лишь музей более позднего периода - Музей старого Петербурга, в организации которого, то есть в Комиссии по изучению и описанию старого Петербурга, Н.К. также участвовал приблизительно с 1907 г.), а 20.10 Н.К. был избран председателем комитета Музея и оставался им до 1911 г. Задачей этого учреждения было провозглашена популяризация памятников старины: издание монографий о древних городах и монастырях, проведение исследований, лекций и выставок. Собирались также средства на раскопки и принимались в дар коллекции. Музей не имел собственного помещения, и Н.К. приютил его в ноябре 1911 г. в Школе ОПХ. Ничего значительного, кроме раскопок в Новгороде, Музей не произвел. В 1910 г. Н.К. избрали также в Совет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, с апреля 1911 г. он стал членом двух его комиссий - по регистрации памятников Санкт-Петербургской губернии (инструкция была скопирована с памятки Н.К. 1899 года) и по реставрации Ферапонтова монастыря; вносил Н.К. организационные предложения и вне этой тематики. Около 1912 г. Н.К. участвует в Комиссии по реставрации храма Василия Блаженного. В апреле 1915 г. по инициативе Н.К. было учреждено Общество возрождения художественной Руси, и он вошел в состав совета Общества. Целью Общества являлось ознакомление народа с древним русским творчеством во всех его проявлениях и преемственное его развитие в современных условиях.

3.9.1906 был выдан диплом о действительном членстве Н.К. в Археологическом Обществе "Пруссия" (Кенигсберг). В начале марта 1909 г. Н.К. был избран действительным членом Sosiete Nationale des Antiquaires de France (Национального общества антиквариев Франции; за заслуги в археологии и исторической живописи), не позднее 1909 г. - Общества по изучению древностей (Франция), 23.12.1910 - Почетным Членом Московского Археологического Института.

Как раз накануне Первой мировой войны Н.К. констатировал большие сдвиги общественного сознания: "Загоритесь протянуть руку. Взять кусок красоты, раздаваемой без счета. В нашу обыденную видимость, в наши будни может войти что-то чудесное, веками освященное, всегда радостное. И входит. Хотя и с трудом, но подлинное, новое понимание красоты входит в жизнь нашу. Пошли по забытым путям. Вышли многие руководящие культурные издания. Оценены справедливо, разбираются охотно. Мелкие споры уступают дружному изучению... Даже повседневные журналы расширили круг понимания искусства. Поняли. Собираются коллекции. Появляется, вернее - возобновляется благородный обычай жертвовать прекрасные вещи в общее пользование. Школы искусства заполнены... Сознательное поколение обернулось к искусству, к живой древности" ("Достижения" - из газеты "Русское слово", 14.6.1914). Но тьма не дремала: развязалась война. В 1915 г. был выпущен тиражом в 600 000 экземпляров плакат Н.К. "Враг рода человеческого", посвященный разрушениям немцев в Европе.

24.1.1916 Н.К. принял участие в совещании в Эрмитаже по организации реставраторского дела - по сути дела, с нуля в России вообще.

4.3.1917 Н.К. участвовал в совещании у А.М. Горького, посвященном охране памятников искусства и развитию нового искусства, после которого депутация посетила Временное Правительство. 13.3 было образовано Особое совещание по делам искусств (председатель Горький, заместители А.Н. Бенуа и Н.К.) при Временном Правительстве. Н.К. входил в три секции: музейную и охраны памятников, по художественному образованию, законодательную. Распущено Совещание было уже 20.4.

После отъезда из России Н.К. также вел археологические раскопки. Летом 1921 г. - в пещерах Санта-Фе (и опубликовал по этому поводу статью в вашингтонском периодическом издании "Art and Archaeology"). В Центрально-Азиатской экспедиции (см.) осматривал мегалиты, курганы, наскальные рисунки, каменные изваяния, пещерные храмы и т.д., а также вел фольклорно-этнографические изыскания. Велись раскопки в 1930 г. в Пондишери, а с 1931 г. - в экспедициях института "Урусвати". В 1935 г. исследовалось городище.

Самым масштабным результатом экспедиций были научные доказательства интенсивного общения азиатских народов в древности, включая связи Индии и России. Н.К. отмечал также и другие случаи сходства или единства, например, внешности американских индейцев и тибетцев или каменных сооружений Западной Европы и Тибета. См. также приведенные выше мысли Н.К. о культурном единстве в каменном веке. Все это работало на программу единения человечества по Плану Владык. Деятельность же в защиту памятников культуры приобрела у Н.К. всемирный масштаб и сосредоточилась в движении Пакта Рериха и Знамени Мира (см.) и Всемирной Лиги Культуры (см.).

Кроме указанного ранее, Н.К. был почетным членом Нью-Йоркского общества охраны исторических памятников, французской Лиги по защите искусства и немецкого археологического общества, вице-президентом Американского института археологии, почетным протектором Исторического общества Парижской академии.