Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рерих Николай Константинович / Nicholas Roerich

Рерих Николай Константинович

(27.9/9.10.1874, Санкт-Петербург,-13.12.1947, Наггар) - художник, писатель, философ, ученый-исследователь (археолог, историк русской архитектуры и иконописи, путешественник-востоковед, этнограф-культуролог, собиратель пророчеств, фактов о феноменах психической энергии и т.д.), популяризатор Учения Агни-Йоги, пропагандист русского искусства, общественный деятель, педагог, организатор и руководитель, воспитатель нравственности, борец за Мир через Культуру. Великий духовный Учитель (Махариши), Гуру, великий подвижник, пророк, ученик и Посланник (Посол, Наместник) в нашем мире Великого Владыки Майтрейи-Мории и Белого Братства в целом. "Гуру", "Фуяма"; "Пасик".

"Счастье Р-а в проникновении в чистое искусство" (Дн-24.3.21). "...провозглашаем мудрого Фуяму Нашим Огненным Послом..." (Дн-3.4.21). "Дух Р-а мудр, чист..." (Дн-26.6.21). "Роль у Р-а учителем быть на земле... он получает мудрость от нас" (Дн-2.7.21). "Р. - наш светильник, духовидец" (Дн-17.7.21). "Гуру имеет [основания дел]: 1. Служение Владыкам. 2. Украшение жизни. 3. Суд жизни" (Дн-9.7.24). "Могу поручить лишь Фуяме дела земные, ибо могу через него действовать" (Дн-7.9.28). "...самоутвержденный... созидатель... Мой доверенный... Наш Фуяма белый, поистине очистит наслоения... Поистине Несущий Наше слово, и творчество сила Его!.. родоначальники Моих дел Урусвати и Фуяма!.. Кует Фуяма новую страницу истории. Кует Наш строй Фуяма... Широкое поле сеет Фуяма... Имеет Фуяма Мой меч!.. Наш Фуяма - огненное действие... стремительный воин... Я дал Гуру для почитания, для продвижения, для объединения, для построения" (Дн-8.5, 14.5, 3.6, 8.7, 11.7, 22.7, 13.8, 7.10.29). "...воин духа - стремительный поток" (Дн-28.3.30). "...Майтрейя провозгласил Фуяму Рукою Своею..." (Дн-5.5.30). "...Наш мудрый Фуяма - Носитель Нашей воли..." (Дн-9.1.31). "...великий фокус Р-а должен звучать во всех начинаниях. Истинно, энергия огня насыщает все действия только именем Нашего Владыки Николая" (Дн-9.4.31). "Наш мудрый Фуяма утвержден как Наш Строитель Жизни, и нужно употребить все силы на осознание этого великого фокуса" (Дн-23.4.31). "Р. щит Мой несет" (Дн-2.9.21). ""Приказываю Имя великого Ф[уямы] явить Щитом всех дел. Имя должно возглавлять все начинания... Наш Наместник Ф[уяма] разворачивает Знамя, величайшее в Истории!.. умаление Имени есть удар в Щит!"" (П/П-17.6.31). "...Наш Фуяма, Носитель культуры, несет наш знак" (Дн-4.6.30). ""Наш П[осол] несет счастье Миру..."" (П/П-4.4.34). ""...Ф[уяма] - фокус для внешних действий..."" (П/Ам-10.10.34). "...во Главе стоит Владыка, затем Н.К. и я, все действия сосредоточены у Н.К." (П/П-8.8.34).

"Р-а, учителя, поставлю в России. Урусвати будет ему помогать" (Дн-30.6.21). "...избран Р. помогать России" (Дн-6.8.21). "Рерих... тебе суждено руководить Россией. Новую Россию строить... Мощь дам" (Дн-5.11.21). "...решено поставить вас во главе России. Я, Россию приняв, избрал вас" (Дн-2.8.22). "...вы уже теперь управляете миром, ибо никто не знает ключа событий" (Дн-15.7.25). "...великий Фуяма стоит истинно водителем народов" (Дн-10.6.31). "...Мы провозглашаем Р-а как спасителя народов" (Дн-31.8.31). "Где ступает нога Ношу Мира несущего, там закладывается магнит Блага; там расцветает новое царство Духа; там будет преисполняться Наша Воля; там будет царствовать Наша явленная Воля. Так Наш Фуяма идет на царственный путь к победе. Так быть царю белому и царице белой... Север и Восток ждут. Земля русская трепещет..." (Дн-2.2.34). Это руководство можно понять в духовно-культурном смысле: "Фуяма - правитель всемирный в искусстве" (Дн-19.4.23). Н.К., если бы жил в Советском Союзе, мог бы стать его духовным лидером.

Н.К. - "...Водитель культурного объединения под Знаменем Мира и Красоты" (П/П-29.7.31). "...величайший дух, кристальной чистоты, все действия которого есть лишь полное самоотвержение..." (П/П-4.7.34). "...изумительный человек, живущий и строящий лишь на благо и объединение и в мудром провидении ведущий корабль свой" (П/П-27.6.35). "...является как бы пробным камнем для всех подходящих к нему. Они неминуемо выявляют свои истинные лики" (П/П-20.6.35).

Отец Н.К. был культурно развит, а друзья к нему захаживали и прямо выдающиеся, высокоученые, благо жили Рерихи на Университетской набережной. Велись разговоры в том числе и о живописи. Н.К. рано стали брать на концерты и спектакли; устраивались спектакли и в квартире собственными силами.

В 1883 г. Н.К. поступил в гимназию К.И. Мая (см.), где к ученикам относились уважительно и поощряли творчество. Немало соучеников впоследствии прославилось.

Лето проводили в имении Извара. Здесь начались для Н.К. научные (археология, сбор коллекции минералов) занятия, да и художественным пребывание на природе способствовало. В 13 лет он получает от местной администрации свидетельство на право собирания яиц в течение всего года в казенных лесных дачах губернии с научной целью, в результате чего появляется его статья "Разделение птиц Санкт-Петербургской губернии на подклассы, разряды, отряды, семьи". Из-за частых легочных болезней в сыром Петербурге, Н.К. после третьего класса гимназии заразили страстью к охоте, чтобы он и зимой посещал Извару. Средство действительно сработало, но потом В.В. Стасову пришлось бороться с этой его вредной привычкой, взывая о сострадании к невинным птицам. Конечно же, Н.К. любил природу и позднее писал статьи о необходимости ее беречь: "К природе" (1901) и особенно много в 30-е гг.

В 17 лет Н.К. три раза во сне видел высокую фигуру Учителя Мории, обнимавшую его. С этого времени (1891) Владыка руководил Н.К.

Любимым предметом Н.К. в гимназии была история, и он захотел получить соответствующее образование, а заодно и художественное. Но отец настаивал на продолжении своего дела. В результате реализовались все намерения: Н.К. поступил в 1893 г. одновременно на юридический факультет университета (студентом) и в Академию Художеств (вольнослушателем Высшего художественного училища при ней), но при этом активно посещал и лекции на историко-филологическом факультете, особенно увлекшись археологией. Все это успевал делать, но и этих знаний было мало. Сам обладая даром самоорганизованности, Н.К. предпринял попытку создать кружок для совместного получения знаний по философии, естествознанию, истории, археологии, психологии, эстетике, мифологии. "Устав кружка художников для взаимного самообразования", написанный Н.К., датирован 8.9.1894 (позднее еще перерабатывался), первое собрание состоялось 18.10.1894. Пожелали войти в группу 13 человек, включая Л.М. Антокольского. Себе Н.К. выбрал тему для реферата о многосторонне развитом Леонардо да Винчи (прежнее воплощение Н.К.). Собирались раз в месяц на квартире скульптора Е.П. Антокольской и ее мужа, профессора Военно-Медицинской академии, И.Р. Тарханова. Кружок быстро распался - видимо, дисциплины у товарищей не хватило. В студенческие годы и после Н.К. увлекается и музыкой, особенно активно посещая беляевские симфонические концерты русской музыки в Дворянском собрании.

Очень серьезные и своеобразные интересы, а также обостренная чувствительность не позволяли иметь много единомышленников-друзей среди сверстников. При своей врожденной общительности, общие дела Н.К. имел все же в основном со старшими, зрелыми специалистами - С.Ф. Платоновым (см.), А.А. Спицыным (см.), с 4.9.1895 с В.В. Стасовым (см.), а Стасов ввел его в общество и других людей культуры. Чаще же Н.К. выглядел одиночкой. Так, и в живопись он пришел сразу со своей темой - Древняя Русь, вскоре проявив себя абсолютным лидером движения. И подобное случалось не раз. Творческая самобытность его всегда сказывалась. А.И. Куинджи (см.), с той же осени 1895 г. (30.10 Н.К. был зачислен в его мастерскую), стал для Н.К. "учителем жизни" потому, что сам был ярким творцом и не навязывал Н.К. свое, а будил в нем его глубинное, внутреннее, творческое, духовное. Куинджи очень кстати пришел преподавать в Академию как раз к поступлению в нее Н.К.

Приблизительно с 1894 г. Н.К. посещает собиравшийся в кабинете директрисы частной женской гимназии М.Н. Стоюниной философский кружок студентов: Н.О. Лосский (см.), С.И. Метальников (см.), Ефим Иванович Тарасов и др. Н.К. сначала не был постоянным членом, а лишь "гостем", иногда выступавшим с докладами. После университета, судя по словам Н.К., эти друзья стали собираться уже у него в художественной студии. В мастерскую Н.К. все чаще захаживают деятели науки и искусства.

Н.К. начинает много путешествовать летом: "В 1894-м — Троице-Сергиева Лавра, Волга, Нижний Новгород, Крым. В следующем году — Киево-Печерская Лавра. Тайны пещер, "Стена Нерушимая"... В 96-м и 7-м, по пути из Варяг в Греки — Шелонская Пятина, Волхов, Великий Новгород, Св. София, Спас Нередецкий, все несчетные храмы..." (ЛД-23.2.35).

4.11.1897 Н.К. закончил Академию, а в 1898 г. - университет, с дипломной темой "Правовое положение художников в Древней Руси", в которой соединились три основные линии образования. А живопись и археология в его творчестве взаимно влияли очень часто (см. "Рерих - археолог..."). Об участии в выставках и открытии постоянных экспозиций см. "Рерих Н.К. - художник". Юриспруденцию Н.К. так и не полюбил, как бы ни мечтал об этом отец. Оставались еще несданные экзамены, и только 20.4.1900 был подписан диплом. Полезным это образование оказалось в дальнейшем для понимания законов жизни общества и для организации общественных объединений. Что интересно, многие из ближайших знакомых и сотрудников Н.К. закончили тот же факультет в разные годы. Экзамены Н.К. задолжал и в Академии, диплом был оформлен 20.3.1898.

После окончания Академии Н.К. посетил Л.Н. Толстого, и тот заметил по поводу дипломной картины "Гонец", что в области нравственных требований надо рулить выше, поскольку течение жизни все снесет. Н.К. вошел уже во вполне реальную жизнь, активно вступил в культурно-общественные процессы: стал помощником редактора нового журнала Общества поощрения художеств "Искусство и художественная промышленность", а заодно и автором последнего. Начался период активного писательства.

Около 21.4.1898 Н.К. стал помощником секретаря ОПХ. С 28.9 преподает курс "Художественная техника в применении к археологии" (в том числе приемы консервации и реставрации художественных произведений) в Археологическом институте (план курса предложил директору института 26.2.1898), причем во второй год занятия частично ведет в своей мастерской. Слушатели напечатали конспекты лекций. До 1903 г. руководит учебными раскопками (о поездках на раскопки, с местами и датами, см. "Рерих - археолог"); с 1899 г. - профессор. Лето 1898 г. в последний раз проведено в Изваре: имение продается.

В 1899 г. Н.К. был избран в состав жюри весенней выставки в Академии художеств (то же в 1900 и 1902). В конце декабря занимался организацией похорон Д.В. Григоровича (см)., снимал его посмертную маску. "...в 99-м — Псков, Мирожский монастырь, погосты по Великой, Остров, Вышгород" (ЛД-23.2.35), после чего пишет статьи в защиту памятников (см. "Рерих - археолог, исследователь и охранитель культурного наследия"). В имении князя-археолога П.А. Путятина в селе Бологом знакомится с Еленой Ивановной.

В январе или феврале 1900 г. назначается помощником директора музея ОПХ, отказавшись от вознаграждения. Составил каталог музея (издан в мае 1902). 6-18.6, 3-5.7, 20-24.7 и 10-21.8, с отлучками, посещает Бологое, где все лето жила Е.И. Около 24.6 и дня 3 в августе жил в имении (или имениях, включая Окуловку) герцога Лейхтенбергского. Летом умер отец. На свою долю наследства Н.К. в середине сентября едет в Париж "встряхнуться, посмотреть", по дороге посетив берлинские музеи и выставки, а также Дрезден и Мюнхен. Учится в студии Ф. Кормона (см.). Ходит по музеям, учит французский и английский (немецкий изучал еще в гимназии). Проводит несколько лекций о русском искусстве. На обратном пути (с апреля 1901) посещает Голландию, Швейцарию, Италию - изучает старых мастеров. 22.5 избран секретарем ОПХ (иначе говоря, управляющим делами; до 1906 г.), входит и в Комитет ОПХ. По долгу службы он отныне ежегодно (до 1917 г.) лично императору представляет отчеты о деятельности учреждений. Кроме ведения отчетности и составления журналов заседаний, участвует в организации выставок, художественных аукционов и лекций в ОПХ, проводит экскурсии, представляет ОПХ (например, с приветствиями) на торжествах и совещаниях. 28.10.1901 состоялась свадьба. Благодаря Елене Ивановне из характера Н.К. устраняются ранимое самолюбие и нерешительность. 29.10 вступил в Общество для вспомоществования сиротам и семействам художников. Организует в ОПХ благотворительные художественные аукционы (первый состоялся 25-26.11). Победил на конкурсе ОПХ - за историческую живопись. Опубликованы первые биографические очерки Н.К.

"В 901-2-м — опять Новгородская область, Валдай, Пирос, Суворовское поместье. Мста со многими храмами древними" (ЛД-23.2.35). 27.3 Н.К. участвует в учредительном заседании совещания Русского Собрания по объединению работы художественных кружков и пропаганде русской живописи. Летом 1902 г. Рерихи снимают дачу в Окуловке (Новгородская губерния, усадьба Кунево). 3/16.8.1902 родился старший сын Юрий. В декабре 1902 г. была образована Комиссия художественных изданий при Общине Св. Евгении (Общине сестер милосердия Красного Креста). В нее вошел и Н.К. В издательстве, имевшем благотворительные цели, среди тысяч художественных открыток (1897-1917), была выпущена 31 репродукция картин и рисунков Н.К., а также два его фотопортрета с надписями-посвящениями (датированы 3.10.1904 и 16.11.1910). В 1904 г. Н.К. активно участвовал в оформлении магазина Общины, открытого в помещении ОПХ.

"В 1903-м — большое паломничество (художественная командировка от ОПХ, в июне-июле, - сост.) с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печеры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных" (ЛД-23.2.35). Отчетный доклад о командировке прочитал в ОПХ 27.12. Кроме перечисленных мест, были Юрьев-Польский, Москва, Смоленск, Вильно (Вильнюс), Троки (Тракай), Гродно, Ковно (Каунас), Митава (Елгава), Панямуне/Панемуне, Рига, Венден (Цесис), Псков, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Боголюбово, Кидекша, Ишня, Доброе Село, Торки, Шекшово и др. В Латвии и Литве Н.К. посетил, не делая этюдов, возможно, даже не осматривая, Сигулду (Зегевольд), Вентспилс (Виндаву), Меркине/Мяркине (Меречь), Кедайняй (Кейданы), Вялюону (Велену), Запишкис, планировал и, возможно, посетил, Трейден (Турайду), Кремон (Кримульду), Вольмар (Валмиеру) и др. В июле Н.К. знакомится с М.К. Тенишевой (см.) и ее художественными мастерскими в Талашкино, начинается их сотрудничество и увлечение Н.К. прикладным искусством. Отныне имение М.К. он посещает почти ежегодно. Избран представителем в России парижского кружка русских художников, организованного для устройства выставок. Вошел в состав совета журнала ОПХ "Художественные сокровища России".

"В 1904-м — Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Деревская Пятина Новугородская" (ЛД-23.2.35). Ездил, рисуя архитектурные этюды и производя раскопки, с 7.6 по 29.7 (считая по отъезду из Березок (Вышневолоцкий район Тверской губернии), где на даче жила семья, и возвращению туда). Кроме того, Н.К. посетил Торжок(?), Кашин, Москву, Голицино, Звенигород, Смоленск. 23-25.7 - в Талашкино. В августе проводил археологические работы на озерах около р. Мсты. В середине мая посещал Москву для подготовки посмертной выставки В.В. Верещагина. В январе стал представлять ОПХ в комитете по урегулированию благотворительной деятельности художественных и художественно-промышленных обществ. В марте и ноябре прочел доклады по материалам поездок в Обществе архитекторов-художников. 10/23.10 родился Святослав. В 1904-8 гг. Н.К., вместе с А.И. Куинджи, был членом благотворительного общества "Мюссаровские понедельники" (посещал его и раньше, например, 6.3.1900).

Собралось "Содружество" — Н.К., С.К. Маковский (см.), А.В. Руманов (см.), Л. Семенов-Тяншанский, Л. Галич (Габрилович), С. Рафалович и др. — "...группа писателей и поэтов" (ЛД-[1937]). Этот философско-эстетический кружок ставил главной целью "содействие на всех путях культурному строительству" и в 1905-6 гг. издал 8 книг поэзии, прозы и художественной критики, включая сборник о Талашкино. Фраза в предисловии к этому сборнику ("Издание этой книги начато Содружеством еще в прошедшем году") дает основание датировать создание группы 1904 годом. Н.К. написал статью для сборника в феврале 1905 г.

"В 1905-м Смоленск, с Годуновскими стенами, Вязьма, Приднепровье" (ЛД-23.2.35). Снова в Березке, на берегу озера Имоложье. Сблизился с литературными кругами Петербурга. В 1905 г. в творчестве Н.К. появляется индийская тема (см. "Рерих и Индия"). 26.12.1905 открылась выставка "Союза русских художников", в комитете которой был и Н.К. Вступил в общественную политическую организацию интеллектуалов "Русское Собрание" (а в 1906 г. какой-то мошенник записал его в партию правого порядка). Один из номеров журнала "Открытое письмо" был целиком посвящен Н.К., включая биографию.

13.2.1906 Н.К. был избран в редакционную комиссию Ежегодника Общества архитекторов-художников, работал в ней до 1911 г. 9.4.1909 Н.К. был избран действительным членом ОАХ, 16.4 - членом правления. В заседаниях ОАХ участвовал по крайней мере с 1904 г.; состоял в ОАХ до 1911 г. С начала 1907 г. состоял в комиссии этого общества по собиранию, описанию и изучению материалов о старом Петербурге. В январе 1910 г. записался членом-учредителем Музея современного искусства под эгидой ОАХ (проект, видимо, не был реализован). Около 9.4 был назначен директором Школы Императорского Общества поощрения художеств (см.). Пробыл он в этой должности (а также прожил в доме ОПХ - Мойка, 83) до августа 1917 г. При этом занимался не только Школой, но и, например, выставками ОПХ. Пока же до сентября едет в командировку в Европу: Париж (в том числе, вел переговоры о выставке работ из мастерских М.К. Тенишевой), посещение множества итальянских городов для знакомства с живописными работами. Проездом побывал и на греческом острове Керкира (Корфу). После чего присоединяется на несколько недель к семье, отдыхавшей в Швейцарии. Пишет первые горные пейзажи. "Виллар сюр Оллон. Ясновидящая указала среди многих пророчеств о революции и гибели царской семьи, что видит Рерихов в Америке и видит огромное дело, "много бумаги", в смысле развития дела" (ДФ-31.7.22). С сентября приступает к реформе в Школе. Отныне не только призывает ценить красоту, но и организует народное художественное творчество - вовлекает в него тысячи людей. В том же году начинается работа для театра (см. "Рерих и театр"), в которой Н.К. удавалось чутко отображать души разных народов. Он все больше приобщается к мировой жизни (прежде углублялся в славянскую историю, теперь расширяется сознанием - по поверхности планеты), в том числе благодаря зарубежным путешествиям, что видно и в станковых картинах, и в литературных писаниях.

"В 907-м Карелия и Финляндия, славные карельские храмы" (ЛД-23.2.35). Весной Н.К. и Е.И., когда искали там дачу, чуть не утонули при переправе по льду. В Финляндии летом посетили озеро Сайма, Гельсингфорс (Хельсинки), Або (Турку), Лохья, Нейшлот (Нислот, Савонлинна), водопад Иматра, шхеры. В сентябре и ноябре-декабре Н.К. посещает Париж. С середины февраля в Петербургском университете начались занятия в Художественном кружке, которым руководил Н.К., вместе с М.В. Добужинским. И.Э. Грабарь приглашает писать главы "Истории искусства". Н.К. участвует в создании Лиги образования, целью которой было распространение дошкольного и школьного обучения; был членом Комитета изящных искусств при ней, с 6.3.1909 - заместитель председателя новообразованного Общества изящных искусств при Лиге образования (существовала до 1917 г.). Могла быть поездка в Пермь, чтобы вручить И.Г. Каменскому эскизы для иконостаса. В начале года А.Я. Головин по заказу журнала "Золотое руно" пишет портрет Н.К. - для номера, целиком ему посвященного (N 4).

11.3.1908 в Театральном клубе и 21.3 в Обществе гражданских инженеров Н.К. читает лекцию "Начало искусства". 20.3 был избран в комиссию по проведению конкурса от Общества архитекторов-художников на сооружение прижизненного памятника Л.Н. Толстому к 80-летнему юбилею. В июне уехал в Лондон для устройства своей выставки. Посетил Париж (?), Бельгию (Брюгге, Гент), Голландию и Германию. 15/28.7(?)-5/18.8(?) лечил печень, сердце и желудок на немецком курорте Бад Ноенар к югу от Кёльна. Посетил окрестные населенные пункты Хеймерсхейм, Вальпортсхейм и Altenahr. Затем присоединился к семье, находящейся в Бологом. Около 19.8 побывал в Валдайском уезде Новгородской губернии. 10.11, вместе с другими художниками, выходит из общества "Мюссаровские понедельники" - из-за оскорбления членом общества А.И. Куинджи. После этого участвует в организации Общества художников (позже - Общество имени А.И. Куинджи), а далее состоит в нем, в статусе члена правления, с перерывом, из-за несогласия с грубым диктатом председателя; в Обществе у него было немало врагов, противившихся его членству, лишь 24.2.1916 он был восстановлен. 1.12 прочитал в Москве лекцию "Красота древности".

В марте 1909 г. Н.К. вошел в состав оргкомитета первого Всероссийского съезда художников. Летом семья жила в Бологом. Н.К., по не очень внятным сведениям, летом побывал за границей (возможно, лечился), с археологическими и художественными целями посетил Тверскую, Новгородскую и Смоленскую губернии. Определенно, был в Смоленске и Талашкино в июне. 26.10.1909 Н.К. избирают академиком Академии художеств. В этом году Н.К. работал в комиссии по разработке нового положения о смоленском музее М.К. Тенишевой. Об участии во многих обществах, усилившемся с 1909 г., см. "Рерих - археолог...".

С конца мая 1910 г. с семьей в Гапсале/Упсале (Эстония), с поездкой в Ревель/Таллинн. 11-14.7 - в Петербурге на похоронах А.И. Куинджи. 19-23.8 - в Талашкино. В октябре в Риге и в Талашкино (вел подготовку к росписи "Царица Небесная" в храме Святого Духа, проводившейся до 1914 г.). 6.10 Н.К. единогласно избран председателем воссозданного объединения "Мир искусства". В 1910-11 гг. участвует в организации Всероссийского съезда художников.

"В 910-м раскопки Кремля Новгородского, оказавшегося неисследованным, а затем, до войны, и Днепровье, и Киевщина, и Подолье" (ЛД-23.2.35).

7.1.1911 был зачитан доклад Н.К. на съезде русских зодчих. Летом был в Голландии (покупки для ОПХ, посещение музеев) и опять лечился на немецком курорте Бад Ноенар (9/22.6-7/20.7). Во время лечения посетил окрестные населенные пункты Хеймерсхейм, Altenahr, Ahrweiler, Бонн, Кёльн. Оттуда поехал в Талашкино работать над фресками.

Принял участие в организации выставки Академии Наук "Ломоносов и Елизаветинское время" (открылась 12.4.1912). Летом 1912 г. снова Талашкино и Париж. Стал директором Женских курсов высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой.

"В 1913-м — Кавказ с его древностями" (ЛД-23.2.35) - с 12.6 лечился в Кисловодске (пансион Ганешина), но использовал поездку и в творческих (писал этюды и эскизы) и познавательных целях. 16.6 и 28.6 ездил на гору Седло, 21.6 посетил Лермонтовскую скалу, 25.6 - Медовый водопад, 27.6 - археологический комплекс Рим-гора, 3.7 - Пятигорск, 9.7 - Ессентуки, около 11.7 - гору Бермамыт. На мартовских перевыборах общества «Мир искусства" взял самоотвод, сославшись на занятость, хотя лидировал. Весной занялся устройством отдела русского народного искусства на парижском Осеннем салоне. В мае Н.К. в Париже (вернулся с премьеры "Весны священной" 25.5 по старому стилю). Встреча там с В.В. Голубевым (см.) порождает серьезные планы о путешествии в Индию, отразившиеся в статье. Видимо, горя такой идеей, увлекся акциями общества "Азиатик", даже агитировал покупать их других художников. В июне был утвержден директором женских курсов высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой. Вошел в художественную редакцию «Летописного и лицевого Изборника дома Романовых». 16.7 проездом прибыл в Москву по случаю постановки спектакля «Принцесса Мален», в начале октября приезжал сдать эскизы. Семья лето провела в Березках(?) и Павловске. В ноябре выходит том собрания сочинений.

"...в 1914-м при стенописи в Святодуховской церкви в Талашкине (провел там июнь и июль - сост.) получилась первая весть о Великой Войне" (ЛД-23.2.35). Перед самой войной А. Яковлев пишет сангиной портрет Н.К. Б.М. Кустодиев тоже написал портрет Н.К. (ошибочно датируется 1913 годом). Осенью Н.К. организовал несколько аукционов и выставок в помощь раненым и их семьям, предложил с той же целью ввести сборы за посещение художественных музеев и картинных галерей, призвал художников выйти из состава немецких и австрийских художественных обществ и сам отказался от членства в венском «Сецессионе». Н.К. участвовал в организации Лазарета деятелей искусства (открыт 9.11) и жертвовал деньги на подарки воинам и свои работы на благотворительные аукционы. Лечился в Кисловодске(?). С 1914 г. до января 1918 г. Н.К. - попечитель Женских курсов высших архитектурных знаний, почетный председатель педагогического совета, куратор художественно-промышленного и декорационно-театрального направлений.

В начале 1915 г. началось затяжное воспаление легких, поэтому все лето пришлось провести в Новгородской губернии на Валдайке. Н.К. избран председателем Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов (начала работу 12.11), которые предложил организовать Красному Кресту; в январе следующего года возглавил иконописное отделение в лазаретах (два других отделения - столярное и резное (Б.К. Рерих), игрушки (И.Я. Билибин)). 10.12 отмечали (без чествований, но в прессе - широко) 25-летие художественной деятельности Н.К.

В 1916 г. Н.К. возглавил комиссию по подготовке издания, посвященного истории Общества поощрения художеств. 18.5 объявлено о присвоении Н.К. чина статского советника. В мае поехал отдыхать в Новгородской губернии, где написал немало картин. Лечился в Кисловодске. Выходят сборник статей о его творчестве с большим количеством иллюстраций (около 10.11) и книга "Сказки и притчи". С 17.12.1916, на рождественские праздники, всей семьей в Финляндии (г. Сердоболь - Сортавала). Вернулись в начале января.

"В 1917-18-м Карелия, Сердоболь, Валаам, со всеми его островами. Святой остров! Владыко Антоний" (ЛД-23.2.35). Н.К. участвует в комитете выставки финского искусства (открылась 3/16.4.1917). Отказывается от поста министра изящных искусств Временного правительства, поскольку в это правительство не верит. Планировалась персональная выставка Н.К. в апреле, но не удалось вернуть картины из Мальме, выставку перенесли, а потом революционные события помешали, как и более раннему аналогичному замыслу в Париже (музей Лувр) помешала война. 1.5.1917 составляет завещание. Из-за стойкой болезни Н.К. вся семья переезжает в Финляндию. Приблизительно с 16.5.1917 жили в гостинице Сортавалы, приблизительно с 25.5 и лето – в имении ректора Сортавальской учительской семинарии Карла Адольфа Оскара Реландера "Юхинлахти" ("Залив Единения"; ныне поселок Вуорио), не позднее середины сентября опять перебрались в Сортавалу (в дом преподавателя семинарии Арвида Торстена Биргера Генеца). Весна-лето 1918 г. (как минимум до 29.8) - в имении купца Баринова на острове Тулолансаари, с поездками на Валаам. Н.К. пишет пейзажи и сюиту картин "Героика", стихи, пьесу, повесть. Книга новых то ли пьес, то ли поэм, имевшаяся в единственном экземпляре, отправляется для издания в Россию в 1918 г. и бесследно пропадает. В Петроград Н.К. приезжал по делам Школы ОПХ около 11.9.1917 и в самом конце декабря 1917 – начале января 1918 гг. (чаще не позволяло здоровье).

В апреле 1918 г. карельская территория, входящая теперь в Финляндию, оказывается отрезанной от советской России. Здоровье же Н.К. только еще вошло в норму. "Иногда по явному неведению нас считают эмигрантами, но ведь Вы знаете, что по болезни мы поехали в Финляндию... и никогда ниоткуда не бежали" (Письмо Н.К. от 14.6.1939). Если б бежали, захватили бы с собой ценнейшую художественную коллекцию и архив, но этого не было сделано. Рерихи в это время крайне увлечены Индией и решают ехать туда в экспедицию. В Стокгольме в ноябре некая темная личность безуспешно соблазняет его переехать в Германию. Некоторое время Н.К. был секретарем Комитета Скандинавского общества помощи Российскому воину.

Осень и зиму провели в Выборге. 23.11/6.12.1918 оформлены в Российском Генеральном Консульстве в Стокгольме паспорта на выезд в Швецию и за ее пределы, причем было отмечено сохранение российского гражданства. 19.4.1919 Рерихи покидают Финляндию; в Стокгольме по крайней мере до 22.5; далее через Норвегию, с остановкой в Кристиании (Осло), в июле оказываются в Лондоне. Уже 22.7 Н.К. выступает с докладом о положении русских в Финляндии и Швеции в "Братстве".

Справка: "После Февральской революции в Лондоне было создано Русско-британское братство, призванное "помочь российским гражданам, поселившимся в Англии, в установлении контактов со своими соотечественниками и с теми в Англии, которые проявляют интерес к России". После большевистского переворота русская секция братства, пользовавшаяся определенной автономией, превратилась в эмигрантскую организацию, которая ставила своей задачей создание культурной среды в русской колонии. Братство, существовавшее до 1922, устраивало литературные вечера и концерты русской музыки, имело музыкальный и вокальный кружки, знакомило местную публику с русским изобразительным искусством. В 1919 при нем был организован Комитет помощи для сбора средств в пользу беженцев и жителей освобожденных от большевиков районов России. В работе комитета участвовали русские общественные деятели, ученые, литераторы и художники, в том числе Николай Рерих..." (О.Л. Лейкинд, К.В. Махров, Д.Я. Северюхин. Художники Русского Зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. СПб., 2000. С. 47).

Публикуется брошюра Н.К. "Violators of Art" (1919). Н.К. пишет декорации для постановок С.П. Дягилева и Т. Бичема. Судя по письмам, радости Н.К. испытывал мало, настроение конца 1919 г. было "тоскливое". В 1920 г. происходит перелом. Н.К. знакомится с Р. Тагором и другими деятелями культуры. В.А. Шибаев (см.) сводит с теософами.

24.3.1920 Учитель Мориа (тогда представлялся как Аллал-Минг) после личной встречи начинает мысленно на расстоянии диктовать Рерихам (Н.К. меньше, чем Е.И., поскольку состояние центров не позволяло) первую книгу Учения, а также дает указания по самосовершенствованию и общественной деятельности. Было Сказано и о поездке в Индию. Сеансы связи сопровождаются чудесными феноменами: "Сначала вам были явлены грубоматериальные законы. Вы были участниками поднятия на воздух, производились опыты материализации и присылки предметов - все это не для увлечения, но для сурового познания. Затем вам был представлен астральный мир, но не для погружения в него. Расширяя сознание, вы получили возможность знать ауры и лики перевоплощений. Покончив с миром полуматериальным, мы перешли к космическому ясновидению и яснослышанию" (АЙ-145). "Нам были демонстрированы все эти феномены лишь для того, чтобы покончить раз навсегда с такими явлениями и больше не возвращаться к ним и все силы устремить к духовному росту... опыты с высшими огненными энергиями есть нечто совершенно иное..." (П/П-20.4.35). Н.К. получил сознательную связь с Морией, постепенно все улучшающуюся. Началось вполне осознанное Служение под Высшим Руководством.

С.П. Дягилев помог устроить выставку и достать визы (28.6) в Индию. Но готовность Рерихов была еще недостаточна. "...собрались ехать в некую страну, тогда как... была указана... другая часть света. Из добрых намерений... тем не менее упорствовали и даже уже озаботились билетами в желанную... страну. Но все же указание должно быть выполнено; и произошло нечто необычайное. Все приготовленные для поездки средства самыми странными способами в течение двух-трех дней расстроились и исчезли. И таким образом... ничего не осталось, как выполнить указание" (ЛД-10.4.35). Более конкретно, картины денег не дали, а Бичем обанкротился. Средств на экспедицию не было, и тут американец Роберт Харше, директор Чикагского института искусств, предложил серию выставок в США и работу для чикагской оперы. Билеты до Бомбея обменяли и 23.9 отправились за океан. Объяснение было таково: "Впоследствии сами будете изумляться своему нетерпению - скорейшим путем пробегаете. Когда узнаете, почему четверо должны идти сознанием объединенным, тогда поймете, почему ждали окончания курса учения детей".

2.10.1920 прибыли в Нью-Йорк. В первый же день встретили Ф. Грант (см.), а затем и остальных предусмотренных Учителем сотрудников.

Выходит книга "Цветы Мории" (Берлин, 1921). Несколько раз (в том числе около 20-28.12.1921) Н.К. по делам посещал Чикаго. Пишет серии "Аризона", "Большой Каньон", "Нью-Мексико", "Океан", "Санкта" (о русских религиозных подвижниках) и другие - больше не во время суеты выставок, а при летних посещениях штатов Нью-Мексико и Аризона (август-сентябрь 1921) и острова Монхиган (7.7-10.8.1922). В 1921 г. начались действия по выдвижению Н.К. на Нобелевскую премию мира. Америка произвела впечатление не очень культурно развитой, замкнутой в себе, но дающей большие возможности страны. "Р., мое решение дать Искусство Америке тебе поручаю" (Дн-4.7.21). Н.К. оформляет театральные постановки, выступает с лекциями об искусстве, особенно русском, об этическом и эстетическом воспитании, пишет статьи (часть их вошла в сборники "Adamant" (NY, 1923 и/или 1924; Kyoto, 1924 или 1925 (на японском)) и "Пути Благословения", организует общества Кор Арденс и Корона Мунди, а также Институт Объединенных Искусств (был избран почетным президентом последнего), направляет их работу, закладывает основу Музея Рериха и книгоиздания. Нью-Йорк вовсе не был обретенным раем: Учитель сообщал, что Черное Братство перенесло центр деятельности в этот город (ДФ-24.11.22), ставший, таким образом, местом битвы. Но была 20.5.1922 у Н.К. встреча и с представителем Белого Братства в Музее Метрополитен.

Постепенно средства на поездку в Индию собраны, и подходит Назначенный срок. 8.5.1923 Рерихи отправляются в Европу. 16.5 в Париже: встречи со старыми знакомыми - русскими эмигрантами. Ю.Н. Рерих к этому времени уже получил необходимое для работы в экспедиции востоковедческое образование. Луис Хорш покупает картины для перепродажи в Америке и, пользуясь консультациями Н.К., устраивает Рерихам экскурсию по Европе. Посещаются Виши (7-26.6), Лион, Рим, Сиена, Флоренция, Болонья, Милан, Швейцария. 6.10 в Париже получен осколок Камня Чинтамани, дающийся из Шамбалы только вождям мировой эволюции. 17.11 из Марселя Рерихи наконец отплывают в страну мечты. В тот же день был инкорпорирован Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

30.11 прибыли в Бомбей. Посещение древних памятных мест, с предпочтением связанных с Буддой и Акбаром: остров Элефант, Джайпур, Агра, Фатехпур Сикри, Сарнатх, Бенарес, Калькутта. Знакомство с великим биологом Дж. Чандра Бос'ом, изучающим действие психической энергии, и другими деятелями науки и культуры. В конце декабря обосновались возле Гималаев в Дарджилинге. Поселились в доме Талай Пхо Бранг, где когда-то останавливался далай-лама. К почитаемому дому приходят паломники, Рерихи расспрашивают их о Тибете и буддизме. По родинкам на щеке ламы опознают Н.К. как Пятого далай-ламу. Впечатления Н.К. записывает в дневнике, фрагменты которого вошли в книгу "Пути Благословения", а после экспедиции также в "Сердце Азии" и "Алтай - Гималаи". Особенно внимательно ищет буддийские корни в индийской культуре и сходство ее с русской. Описывает примеры единства религий, отмечает мудрость и красоту, дает образы культуры горных жителей, пересказывает новое Учение Живой Этики, описывает наблюдения силы мысли. Пишет большое число картин, среди них первые гималайские пейзажи и серии, посвященные Учителям: "Гималаи", "Сикким" ("Сиккимский путь"), "Тибетский путь", "Зарождение тайн" (теперь известна как "Знамена Востока"), "Его страна". Около Дарджилинга встречались с Махатмами. Состоялся разговор о будущей экспедиции, о посольской от имени Белого Братства миссии Н.К.

Рерихи посещают монастыри Сиккима. Предположительно, по названиям нескольких картин, Геше Римпоче из Чумби, считающийся воплощением Цзонкапа, провел и в монастырь Дон(г)кар в Тибете. Происходят беседы об Учении Калачакры, о сроках эпохи Шамбалы. Н.К. собирает пророчества, легенды, поверия и тибетскую живопись. Местное художество изучается и в аспекте техники: Н.К. перенимает некоторые рецепты приготовления красок. Завязалась дружба с духовно развитыми махараджей Сиккима и его женой. Началось сотрудничество с ламой Лобзангом Мингюром Дордже, знатоком тибетского языка и литературы, преподавателем Дарджилингского или Калимпонгского университета.

Потребовалось "лично закрепить дела" (Дн-13.6.24) в США и оформить документы на прохождение будущей экспедицией нескольких стран. 22.9.1924 Н.К. вместе со Святославом отправляется в Европу. С 23.9 в Калькутте: получает визы, 24.9 посетил Миссию Рамакришны. 27.9 из Бомбея пароходом. 10.10 прибыли в Марсель, с 11.10 в Париже. Сдали в печать книгу Ю.Н. Рериха о тибетской живописи. В октябре в Риге выходит книга "Пути Благословения". 18.10 опять сели на пароход. 24.10-10.12 в США. Н.К. привозит свои картины и произведения восточного искусства для Музея и Корона Мунди, регулирует работу рериховских учреждений. Получает разрешение вести экспедицию под американским флагом, благо денег у государства не просит. На обратном пути в Берлине (с 24.12) посещает советское представительство. Говорит о надеждах Махатм на построение здоровой общинности в СССР, о близости основ буддизма и коммунизма. Из письма Н.К. советским дипломатам (февраль 1925 г.): "Когда... было сказано ламам, что русские с уважением прислушиваются к основному учению Будды с его принципами общины, отречения от собственности, труда, трезвости и строго научным подходом... что в России имя Будды не будет оскорбляемо - то можно было видеть при этом радость искреннего союзника. Ламы говорят: "Да, только Россия может понять истинное учение"". Н.К. просит содействия советских дипломатических представительств в Центральной Азии, ведь результаты экспедиции предназначены в первую очередь России. В Париже получен китайский паспорт для въезда в Синьцзян (северо-восток Китая). Вместе с Н.К. из Марселя в Индию на японском судне "Катору Мару" едет В.А. Шибаев. Отплыли 28.12.

Во время плавания осмотрели пирамиды в Гизе и храмы Цейлона. Наконец прибыли в Индию (Мадрас). Н.К. впервые посетил Адьяр (теософский центр), встречался с Дж. Кришнамурти, подарил картину "Вестник", посвященную Е.П. Блаватской (18.1.1925). Посетили Калькутту (исторические места), железной дорогой 22.1 добрались в Дарджилинг.

6.3 отправились на север Индии, поездом доехали до Равалпинди (8.3), оттуда на машинах в столицу Кашмира Сринагар. Там занялись изготовлением снаряжения (ящики, зимняя одежда, палатки), закупили верховых лошадей и продукты. Мусульманский Кашмир впечатлил не так сильно, однако заинтересовали легенды о пребывании здесь Христа. Были недалекие поездки по озерам и горам (см. художественный каталог). Завершена серия картин "Знамена Востока" ("Учителя Востока"). 31.3 попали в шторм на озере Вулур. 15.4 направились в высокогорье - Гульмарг. 16.4 миновали гору Трон Соломона (Сулейман Тахт, Takh(a)t-i-Suleiman/Suliman/Sulaiman), место казни А-Лал-Минга. Пережили грозу, бушевавшую целую неделю. С большим трудом добивались разрешения ехать в Малый Тибет (Ладак). Британская разведка даже устроила вооруженное нападение. "...К[онрад]... Много придумал, чтобы повредить - и бурю на озере, и ноги повреждение, и созвал злых дугпа для разрушения дворца, наконец, думал устроить свое намерение непогодою, но опять забыл, что Наше зеркало не обманет. И пока провод не нарушен, ничто не может коснуться Наших" (Дн-17.9.25; эпизод с дворцом - уже в Ладаке). "Нога Урусвати должна была быть на десять лет сломана... Вы должны были быть арестованы, но едете по-царски. Лошади должны были быть отравлены, Но Я предупредил вовремя об опасности" (Дн-23.8.25).

В конце июля получили последнюю партию оборудования и 8.8.1925 выехали на машинах в Гандербал, где уже ждал караван из пони. Началась Центрально-Азиатская экспедиция (см.).

Снова вернулись в Дарджилинг 28.5.1928. Приступили к обработке материалов экспедиции: Н.К. готовил к изданию книги "Сердце Азии" и "Altai - Himalaya", наброски переводил в картины. 24.7.1928 основал Институт Гималайских исследований "Урусвати" (см.). 10-15.9 в Симле прошли удачно переговоры с индийскими и американскими чиновниками о создании научной горной станции в долине Кулу. В конце декабря перебрались туда, купив у раджи территории Манди имение Hall Estate возле Наггара, куда вселились в январе (одно из зданий имения, а после два, называли Аркадией, а все имение - Урусвати). Климат в Кулу оказался очень здоровый, оптимальный по температуре и влажности, где дерево и бумага не гнили, а природа, флора и фауна, была очень богата.

Закончилось двенадцатилетие странствий, Рерихи обосновались в Гималаях, создали, согласно срокам эволюционного Плана, "Город Знания", культурный центр или, другими словами, "столицу", или один из внешних Ашрамов Белого Братства (см. П/П-6.7.35), и координировали из этого центра "рериховское движение", быстро развившееся во всемирное. "Невидимо-видимые нужны сейчас больше, чем когда-либо. Недаром укрыл вас в долину Гималаев" (С-146 дополн.). 12.8-1.11.1928 у них жили З.Г. Фосдик и Ф. Грант, участвовали в переводе нескольких книг и статей, отвезли в Нью-Йорк много рукописей, картин Н.К. и приобретенных для Корона Мунди художественных изделий, а также указания американским Учреждениям. Позднее приезжали и другие американские сотрудники, в основном для поднятия их духа в атмосфере Ашрама.

18.6.1929 Н.К. сам приехал в США (после Парижа, откуда выехал 12.6 и где было положено начало "Европейскому Центру" - см.), его встречали рериховцы и представители муниципалитета. 19.6 устроили грандиозный прием в честь Н.К. 24.6 состоялась встреча с президентом США Г. Гувером, которому Н.К. подарил картину; говорили о результатах экспедиции. Приехал Н.К. вместе с сыном Ю.Н., поскольку нужно было привлечь научных специалистов и найти деньги для "Урусвати". Они выступали с лекциями о результатах экспедиции в научных центрах, публиковали статьи. Было и другое крупное дело: ранее Н.К. попросил Г.Г. Шклявера (см.) доработать текст Пакта Рериха о защите культурных ценностей, теперь же в Нью-Йорке был образован первый комитет по Пакту и Знамени Мира. Факультет международного права Парижского университета выдвинул в 1929 г. Н.К. кандидатом на получение Нобелевской премии мира, что было поддержано учреждениями нескольких стран. Этот год отметил уже явно вхождение Н.К. в общемировые процессы.

Много работы в Нью-Йорке у Н.К. было в связи с открытием Музея Рериха в новом высотном здании (17.10; тем отметили сорокалетие творческой деятельности Н.К.). Решались вопросы по реформированию старых Учреждений, расширению деятельности, предоставлению помещений для различных общественных организаций, изысканию средств (банки норовили недодать кредит на строительство, а через несколько дней после открытия Музея разразился великий финансовый кризис, что крайне затруднило выплату долгов, да и вообще деятельность) и т.д. В том числе Н.К. пресек ряд попыток жульнического ведения дел президентом и главным финансистом Музея Л. Хоршем. Обстановка удручала: не тот всплеск энтузиазма, что был в первые приезды, а амбиции возросли. Приходилось использовать талант дипломата. Н.К. оформил два важных документа: коллективный договор о дарении Музея нации (24.7.1929) и завещание своего имущества Музею (24.3.1930).

Возникли проблемы и с имением в Кулу: под давлением британской разведки индийские власти попытались отменить договор о покупке имения и по возможности вовсе изгнать Рерихов из страны. Конечно же, наличие Города Знания в Гималаях не устраивало темные силы. 4.4.1930 Н.К. покинул США, но вернуться в Индию оказалось очень непросто.

"Дело с визами причинило нам не только бесчисленные хлопоты, но... нанесло неизгладимый вред для наших просветительных учреждений. Все визное дело и само начало его было несказанно безобразно. Весною 1930 года мы возвращались из Нью-Йорка в Индию, где в то время была Е.И. Обратились к британскому консулу в Нью-Йорке, он как-то странно замялся и предложил нам, раз мы едем через Европу, взять визу в Лондоне. Мы последовали консульскому совету, но когда прибыли в Лондон, то нам в Министерстве Иностранных Дел сказали, что виза нам вообще не будет выдана... Семнадцать государств хлопотали о выдаче нам визы. Необоснованный отказ вызывал всеобщее справедливое возмущение... Дело о визе нашей так разрослось, что его возили по коридорам Министерства в тачке. Наконец, я спросил определенно, когда будет выдана виза? Нам ответили, что она выдана не будет (опять-таки без всяких объяснений). Я спросил: "Это окончательно?" И господин в желтом жилете ответил, низко поклонившись: "Окончательно!" Тогда я сказал: "По счастью, в мире нет ничего окончательного". Наш друг, французский посол... посоветовал нам возвращаться в Париж, тем более, что Президент Думерг назначил нам аудиенцию. В Париже продолжалась эта война на ставку крепости нервов... Ввиду болезни Е.И. наши французские друзья посоветовали нам ехать в Пондишери, откуда было все же ближе до наших Гималаев... Кроме французской визы во все пять французских владений в Индии, мы запаслись еще португальской визой в Гоа и в португальское селение около Бомбея... После месяца пребывания в знойном Пондишери мы в одно прекрасное утро на площади увидели чапраси (служащего) британского консула, бегущего к нам, махая какой-то бумагой. Оказывается, виза от вице-короля. В последнее свидание с нами британский консул удивленно спрашивал: "В конце концов, скажите, что все это значит?" Мы отвечали: "Если даже вы не знаете, то как же нам знать?"... настолько непонятен был этот нелепейший эпизод от начала до конца. Но кто возместит потраченное время и огромные расходы, вызванные всеми этими перипетиями?.. невероятно бывает вспомнить... вреднейшие... попытки пресечь культурную работу. Но с тех пор в мире произошло столько всяких злостных ухищрений, что наш эпизод, длившийся без малого год, становится лишь одним из показателей современной "цивилизации", быстро утрачивающей всякую человечность" (ЛД-30.10.39)

В Париже, где пробыл до 10.10, Н.К. времени не терял, но, наоборот, развивал наступление. Были образованы комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира в Париже и Брюгге - именно они и дали настоящий старт движению, а Нью-Йорк его подхватил позднее. В 1930 г. в Лондоне Н.К. приветствовал открытие Британского общества им. Рериха. 13.6.1930 был принят президентом Франции. Встречался с деятелями культуры и политиками. Пришли извещения об избрании Н.К. Почетным членом Югославской академии наук и искусств и Почетным Попечителем Семинария им. Н.П. Кондакова в Праге, преобразуемого в Институт (с августа 1930 г.; в декабре 1931 г. статус изменили на почетного члена-благотворителя Института им. Кондакова). В Нью-Йорке вышла книга "Шамбала" на английском языке. В Пондишери Н.К. выехал 12.10 и прибыл 4.11 как руководитель французской археологической экспедиции. Разрешение на въезд в Британскую Индию вручили 5.12.1930. В 1931 г. имение все же удалось купить бесповоротно, но слежка продолжалась.

В Кулу Н.К. наконец взялся за организацию работы "Урусвати" - в основном как генератор идей. Часть земли и зданий подарил институту. В 1931 г. возглавил первую экспедицию института в Лахуль.

Н.К. пишет и публикует огромное число статей, откликаясь на события, выполняя поставленные Иерархией просветительные задачи (например, культурное связывание Индии и России), вспоминая жизнь или высказывая научные идеи. В основном публикации популярные, но случаются и философские и научные: "Чхандогья Упанишада", "Индийская точка зрения на этику и эстетику" и т.д. Пишет приветственные обращения к новым Обществам Рериха. Выходят книги "Держава Света" (в США) и "Женщинам" (в Риге). В 1931 г. и в последующие Н.К. ведет интенсивную деловую переписку по руководству Учреждениями.

Быстро развивается движение Пакта Рериха и Знамени Мира (см.). "Тридцать первый год был Знаменем Владык..." (Дн-24.12.31). "...построение на культуре впервые применяется..." (Дн-31.7.31). Эта идея очень ускорила организацию Обществ Рериха в десятках стран, хотя, конечно, они занимались и живописью Н.К., и философскими, и социальными вопросами. Налаживается издание книг Учения Живой Этики и другой литературы. Особенное внимание в 1931-2 гг. отводится Парижу (Европейский Центр) и Брюгге, где проводятся две первые конференции Пакта Рериха и Знамени Мира. В послании к первой конференции Н.К. выдвигает идею Всемирной Лиги Культуры (см.).

В 1932 г. Н.К. организует в нескольких городах мира залы со своими картинами, именуя их отделами Нью-Йоркского Музея, для чего рассылает новые полотна. Выходят в свет "Твердыня Пламенная" (Париж и Бостон) и "Maitreya" (Нью-Йорк). 1933-й - год третьей конференции Пакта, уже в США.

По линии международного научного сотрудничества института "Урусвати", была организована экспедиция для Департамента земледелия США в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Выехав из Индии 8.2, в середине февраля 1934 г. Н.К. и Ю.Н. приезжают в Париж, где Н.К. решает проблемы Европейского Центра; 6.3 получены проездные паспорта, и в тот же день Рерихи отправляются в США.

14.3-22.4 Н.К. и Ю.Н. находились в Нью-Йорке. Н.К. привез картины, разобрался с текущими делами Учреждений, констатировал "замирание пульса", обнаружил уже явный финансовый и властный произвол Хоршей, восстановил комнату Св. Сергия. Два раза (15-16.3 и 28-29.3) ездил в Вашингтон: посещал департамент земледели Несколько раз встречался с японским консулом Савадой, а 11.4 - с японским послом в США Сайто, устраняя возможные препятствия экспедиции и намечая дипломатические, вынужденно нужные для дела, и культурные визиты в Японии, по дороге.

Н.К. приехал с миссией Посла Белого Братства: привез Весть президенту США, однако посредник - министр Г. Уоллес (см.) - не подготовил почву для встречи с Ф. Рузвельтом. "Сказано: "Именно, не сумели в В[ашингтоне] почтить Гуру. Именно, не механическое понимание и исполнение Плана, но понимание духом..."... П[осланец] есть спаситель Мира, и никто другой не может выполнить сужденное. Без принятия и оказания помощи Пос[ланца] все будет предоставлено своей тяжкой Карме... Сказано: "Пусть явят великое почитание П[осланца]. Единственный путь спасения для Ам[ерики]"" (П/Ам-16.5.34). План передачи Вести был сорван, и Соединенные Штаты вступили на трудный путь вместо легкого. Получив деньги на начало экспедиции 1934-5 гг. (см.), Рерихи отправляются поездом до западного побережья, а оттуда пароходом в Японию.

Находясь в подвижной экспедиции, нормальной переписки с рериховскими организациями в этот период Н.К. иметь не мог, а тем временем созрело предательство в ядре дел.

Деятельность, требующая вложений материальных средств, происходила тогда в основном в Нью-Йорке или же финансировалась из Нью-Йорка. И больше всего давали Европейскому Центру в Париже, которому Н.К. и Е.И. не раз посылали и собственные деньги; деньги на Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К. получил тоже из США - за свои картины. Но Музей и сам влез в долги, рассчитываться с которыми мешал финансовый кризис - "великая депрессия". Кредиторы предъявили иск; по суду в первой половине 1935 г. удалось отсрочить выплату, но тут коммерческие интересы у Хоршей пересилили интересы духовные. Л. Хорш решил вернуть все вложенное, да с большими процентами, а для этого присвоить Музей. Поскольку почти все дела велись в здании захваченного Музея, Учреждения были стеснены в правах (Институт Объединенных Искусств, например, продолжал работать) или вовсе парализованы. Кое-что, не требующее больших денег и специальных помещений, удалось, переучредив, продолжить в других местах. Европейский Центр свернул издательскую деятельность, оборвалось издание книг Учения и в США. И тут настало время лидерства в подвижнической деятельности Латвийского Общества, члены которого охотно жертвовали собственные деньги и за несколько лет издали огромное число важнейших книг.

18.10.1935 Н.К. вернулся в Кулу (по дороге посетив Лахорский университет). Он пишет в США множество писем, ободряя растерянных сотрудников и давая советы по сохранению деятельности и ведению судебных процессов. Настаивает не на торговой сделке (дележка картин и т.п.), а на принципиальной позиции: Музей является собственностью нации. Нации же, точнее, госаппарату, он, как видно, оказался не нужен.

1936-й год занят не только обороной: в Риге выходят два тома написанных в путешествии статей ("Врата в Будущее" и "Нерушимое"), а весной вдруг всплывает в Париже и Риге часть арестованного в 1934 г. в Харбине тиража книги "Священный Дозор". После этого выйдет только несколько книг Н.К. в Индии, на английском языке. 1936-й год - начало особой фазы битвы Света с тьмой, для чего Иерархия Света сосредоточилась в Твердыне. Это объясняет, почему Н.К. отныне больше ни разу не выезжал из Гималаев, не спускался более в долины, ведь Ашрам Рерихов был по сути частью великого Гималайского Ашрама Белого Братства. Было Указано не выезжать. В отношении именно США можно объяснить приземленно: американские "гангстеры" пригрозили арестом Н.К., если он явится в страну, для этого состряпав клевету о неуплате им налогов, мешала поездкам и болезнь сердца Е.И.

В 1937 г. Н.К. был избран почетным вице-президентом Общества Марка Твена (США). Напечатан двухтомник "Roerich Essays".

В 1938 г. Н.К. в письмах выясняет возможность пересылки своих архивов в Латвийское общество и получения визы в СССР, планируя возвращение. Предупреждает СССР: "В дни небывалых потрясений, когда вражеские попытки грозят мирному строительству народов Союза, я полагаю, что все приобщенные к новому созидательству культурные силы безотлагательно должны собраться в пределах родины для дружного созидательного и оборонительного труда. Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины", призывает присоединиться к движению Знамени Мира. В 1938-9 гг. пишет статьи в журнал "Фламма" (см.).

В 1939 г. сильно пошатнулось здоровье, 20 лет до этого удивительно крепкое. Началась мировая война, и затруднилась цензурой или прервалась вовсе связь с европейскими и другими странами. Приходилось сворачивать международные дела: прекратили деятельность журнал "Фламма" и институт "Урусвати". Уехал секретарь В.А. Шибаев. Начинаются трудности с материалами для живописи: кончаются холст, краски, фотопленка. Разоряются журналы, и потому резко сокращаются возможности выступлений в печати. Н.К. пишет "листы" об охране культурных учреждений и городов-музеев от бомбежек. В США две его книги положили в Крипту цивилизации - "временную капсулу западных наций".

В 1941 г. началась Великая Отечественная война. Н.К. во время войны публикует статьи в поддержку советского народа, передает гонорары за картины и книги, а также сборы с выставок в фонды поддержки Красной Армии, индийскому и русскому Красному Кресту. Характерно, что много "листов" о России и русском народе он пишет в самый канун войны, заранее зная или предчувствуя события. Приходят извещения об избрании Н.К. почетным членом каких-то научных обществ в Лос-Анджелесе и на Яве (вероятно, Национальной ассоциации естественной медицины в Америке и Общества Браурвела).

В 1942 г. в США организуется АРКА (см.), и Н.К. пересылает туда статьи о русской культуре и культурных связях. Выходят в Индии две книги Н.К. - "Радость искусству" и "Прекрасное единение". Среди мировых разрушений Н.К. пишет о созидании и культурном единении, о духовной стойкости, благо русский народ радует подвигами и идет год окончания темной Кали-Юги. В середине мая гостят Джавахарлал Неру и его дочь Индира - будущие лидеры Индии.

1943 год. Написано несколько больших картин о героизме. В советское Общество культурных связей (ВОКС) послана рукопись книги "Слава" с целью издания в помощь стране (не издана). 10.12 Н.К. посылает в США эскизы для постановки "Половецкого стана", но эта пересылка затянулась на месяцы из-за введенных почтовых ограничений; затем та же канитель повторяется с эскизами "Весны Священной". Письма доходят через несколько месяцев или вовсе не доходят. Совсем закончился холст, многие краски и картон, и нет возможности воплощать некоторые замыслы. Пришлось уничтожить несколько старых картин ради написания на холсте новых. В декабре 1944 г. в московском журнале "Славяне" вышла статья Н.К. - вторая за советское врем

1945 год. Заканчивалась война, и стали вновь находиться пропавшие было друзья и сотрудники. Н.К. связался с И.Э. Грабарем (см.), обсуждал вопрос о возвращении в Россию. Был принят в Совет Старшин "State Film Corporation" - видимо, в связи с женитьбой сына на Девике Рани. Осенью в письмах не раз повторяет: "Армагеддон войны кончен, теперь человечество должно решить Армагеддон Культуры"; настаивает на оживлении движения Знамени Мира и Пакта Рериха.

В 1946 г. избран почетным членом Комитета Культуры в Буэнос-Айресе (Аргентина) и Аполлонианского Общества в Гетеборге (Швеция). Много занимается Пактом, который в этом году в Индии и других странах получает поддержку общественных культурных организаций. В декабре в Индии выходит книга "Химават".

Весной 1947 г. Н.К. избрали вице-президентом Всеиндийского общества изящных искусств и покровителем издательства в Лагоре. В Индии в этот год разгорелась межнациональная рознь, толпа приходила сжечь усадьбу, с трудом удалось их успокоить. В начале июля Н.К. тяжело заболел, перенес хирургическую операцию. Поднявшись на ноги, принялся паковать картины для отправки в Россию... Как встретило бы его государство Сталина? Перед самым уходом получил первый экземпляр своей книги "Гималаи - Обитель Света". Планировались к изданию еще "Героика", "Искусство жизни", "Алтай", "Мир".

"Наш Светлый, Любимый ушел, как жил, - просто, красиво и величаво... Газеты, журналы, Общества, и друзья, и знакомые ярко отметили незаменимую утрату для Мира великого творца чудесных образов, гиганта мысли и деятельности, замечательного человека, истинного Друга человечества... Он ушел на зов Великого Владыки в три часа утра во сне, в самый торжественный день по индусскому календарю - в день рождения Шивы! За неделю до смерти он видел Преподобного Сергия... сказавшего: "Родные, зачем Вам мучиться здесь? Пойдемте со Мною, ко Мне, теперь же!" Дух его хотел уйти; очень огорчался он хаотическим положением в Мире, - а мы еще скрывали от него все ужасы, творившиеся в нашей долине и в непосредственной близости от нас. Также тяжко переживал он и нарастающую русофобию в Америке, ибо знал, к чему приведет такая ненависть. Сердце не выдержало последних нагнетений и лютой тоски за утеснение всего культурного, несущего спасение молодому, подрастающему поколению. В нашем горе находим утешение лишь в сознании, что ему была дарована лучшая доля. К чему было ему томиться среди невежества и растрачивать свои лучшие дары, которые не могли быть приняты и оценены настоящими поколениями. Он вернется в лучшее время, на очищенную ниву и закончит свой посев и служение своей стране и всему человечеству. Но утрата такого вождя истинно незаменима и отложит продвижение человечества на новое столетие" (П/Ам-13.1.48).

"...с уходом нашего Родного мы еще сильнее осознали и убедились, что Он вошел в жизнь страны как один из самых мощных духовных двигателей. Индия - родина величайших Гигантов Духа. Конечно, Индия особенно чует связь Его творений с ее великим наследием. Индия признала Его своим неотъемлемым духовным Гуру. Все наиболее выдающиеся писатели, творцы и критики высказались единогласно, что Он величайший художник своего времени и таким останется, ибо, помимо совершенства художественного мастерства, Его творения несут человечеству духовный Message (миссия или послание - сост.), облеченный во всей неотразимости новой Красоты. Духовный аспект всего Его творчества неизгладимо запечатлелся в сознании лучших деятелей и мыслителей этой страны" (П/Ам-19.8.48).

Кроме указанного в других местах биографического очерка (см. также специальные подразделы), Н.К. был одним из попечителей Музея Рериха в Нью-Йорке, президентом-основателем Института Объединенных Искусств, президентом-основателем и председателем правления института "Урусвати", почетным президентом Ассоциации "Фламма", Всемирной Лиги Культуры, Академии Рериха, АРКА, Международного союза в поддержку Пакта Рериха в Брюгге, Международного буддийского института в Сан-Франциско (плюс доктором литературы), Центра искусства и культуры (Аллахабад, Индия) и более чем 80 обществ им. Рериха в мире; членом-основателем Этнографического общества во Франции; действительным членом Русского и Французского Красного Креста, Ассоциации международных исследований (Франция; член-благотворитель), Международного института науки и литературы (Болонья, Италия), Португальской академии Коимбра; почетным попечителем Общества искусства (Амритсар, Индия); почетным или пожизненным членом Федерации французских художников, Общества Мора (Франция), общества раскольников (Вена), Общества "Люзак" (Франция), Ассоциации Фильда (Сент-Луис, США), Общества по изучению буддизма "Махабодхи" (Индия), Общества изучения и популяризации культуры Индии Нагари Прачарини Сабха, Просветительского общества Бенареса, Института Субхас Чандра Боше (Калькутта), Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта), Общества восточного искусства (Калькутта), Русского культурно-исторического музея (Прага).

Н.К. был награжден русскими орденами Св. Станислава III степени, Св. Анны и Св. Владимира, югославским Св. Саввы I степени, французским Почетного Легиона, шведским Командора Полярной Звезды I степени.

"Перевоплощения Н.К... Царь Уллусов - Азия, XIV в. до Р. Х. Китаец Шандун - Х в. до Р. Х. Ясуф, очень честный человек, чтец в храме Ширумана (Усмиритель степей/стихий)... Пустынник-ясновидец - Роман Лавор, серб, XIII в. Речуя - славянин, VI в., поморянин, жрец Световита (Головoр). Китайский Император, III в. до Р. Хр. Китайский священник, I в." (Дн-9.5.21), жрец богини Иштар (огласитель ее велений и Хранитель порога) в Ассирии (см. Дн-12.12.24; кстати, в юности (став студентом?) Н.К. собирался написать книгу "О парсах и их религии" - об индийской религии персидского происхождения), исландский богатырь Юта - основатель рода Рюриков (см. Дн-18.9.27). Имя императора - Фу-яма цин-тао/Тцин-Дао. "Фуямы дом в Китае - Азгол" (Дн-1.11.23). "...Император... владел Камнем. Да-Цин - великая монархия сложилась под Светом Камня...". (письмо Н.К. от 19.10.1923). В указанном веке правила династия Цинь. См. также Амос, Фидий, Асвагхоша, Леонардо да Винчи, Далай-Лама Пятый, Г.Р. Державин.

Архивы Н.К. в России существуют в ЦГАЛИ, ЦГИА Петербурга (Академии художеств), Третьяковской галерее (отдел рукописей) и в других музеях.

15.8.1963 томские альпинисты впервые поднялись на Алтае на вершину, которую назвали именем Н.К. Рериха (а еще до революции полярный исследователь Г.Я. Седов назвал его именем гору на восточном побережье Новой Земли); в марте 1974 г. на этой вершине были закреплены барельеф Н.К. и Знамя Мира. В марте 1975 г. рядом появился перевал Рериха (иначе - Победы). В честь Н.К. в 1964 г. был назван ледник в Киргизском Алатау. Его именем назвали (неофициально?) залив в окрестностях Вышнего Волочка.

27.9.1960 в Новосибирской картинной галерее открылась постоянная экспозиция фонда картин Н.К. (60 полотен). 25.2.1972 Алтайский отдел Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры взял под государственную охрану дом в с. Верхний Уймон, где останавливались в 1926 г. Рерихи; 28.8.1974 на нем была установлена мемориальная доска с барельефом Н.К. В 1977 г. бюро Крайкома КПСС и Алтайский крайисполком приняли решение о создании в Верхнем Уймоне Дома-музея Н.К. Рериха и реставрации дома, 1.12.1978 была создана комиссия по организации. Группа энтузиастов начала строить музей Н.К. Рериха, копию дома, еще раньше - 14.7.1978. А сбор выставочного фонда будущего музея был начат еще в августе 1967 г. 23.7.1979 в Новосибирске президент Музея Рериха в Нью-Йорке К. Кемпбелл-Стиббе и вице-президент Г.-И. Фричи передали два Знамени Мира для музея на Алтае и первовосходителям на вершину Урусвати. Вскоре, правда, здание власти отобрали, а музейный фонд увезли в Барнаул и в августе 1982 г. открыли кабинет Рерихов в Алтайском краеведческом музее. В 1995 г. началась реставрация исторического дома и повторное создание музея, ныне действующего.

Одним из юбилейных мероприятий 1974 года было создание документального фильма "Николай Рерих". 25.10.1976 открылись первые "Рериховские чтения" - всесоюзная конференция (Новосибирск). В 1977 (июнь) и 1978 гг. К. Кемпбелл-Стиббе подарила СССР много картин Н.К., его публикации и рукописи, что позволило открыть в Государственном музее искусств народов Востока в 1977 г. постоянную экспозицию, а 5.1.1979 - Мемориальный Кабинет Н.К. Рериха, первый в стране. В июне 1979 г. Леноблисполкомом был учрежден организационный совет для создания мемориального музея-усадьбы Рериха в Изваре (работы по реставрации начались еще к 100-летию Н.К.); в 1984 г. он был открыт, с 1987 г. там проходят конференции. В 1982 г. установлена посвященная Н.К. мемориальная доска на доме, где Рерихи жили в 1906-17 гг. (Мойка, 83), 9.10.1994 - на Санкт-Петербургском художественном училище, с января 1992 г. носящем имя Н.К., а 21.10.1994 - на доме, где Н.К. родился и жил до 1899 г. (Университетская набережная, 25). В 1999 г. в Риге появилась улица имени Николая Рериха.

Приказом Министерства культуры СССР от 6.5.1986 была создана комиссия по культурно-художественному наследию семьи Рерихов. 2.10.1989 состоялась учредительная конференция Советского Фонда Рерихов, который осенью 1991 г. сменил Международный Центр Рерихов. 12.2.1993 выставкой картин Н.К. в усадьбе Лопухиных началась публичная деятельность Музея Н.К. Рериха в Москве; 10.10.1994 Музей открылся в отреставрированном главном здании усадьбы. 9.10.1999 был открыт Мемориал (памятник и захоронение капсул с прахом) Е.И. и Н.К. Рерихов у входа в Музей. На торжестве открытия было объявлено о наименовании малой планеты 4426, открытой 15.10.1969, в честь всей семьи - Roerich. В тот же день впервые вручались юбилейные медали Н., Е. и С. Рерихов. Выпущены серебряные монеты в честь Н.К. В сентябре 2001 г. Международной ассоциацией "Мир через Культуру", Институтом востоковедения РАН, Государственным музеем Востока, Фондом Всемирного Конгресса Духовного Согласия, Общественным движением "Новая Страна" и Благотворительным фондом "Дельфис" была учреждена международная Медаль Николая Рериха за существенный вклад в дело защиты, сохранения и приумножения культурного и духовного наследия человечества.