Рериховское движение в России
Прошло ряд этапов. Учитывая, что книги Н.К. Рериха, включающие элементы нового Учения, считая с "Цветов Мории" (1921), сначала
выходили в дальних странах, можно считать, что на ранней стадии было
лишь почитание Н.К. Рериха как художника и, в меньшей степени, как
публициста. Заметки о нем появлялись и в советский период, причем
обычно довольно благожелательные, редко с типичной ненавистью к
эмигранту. И даже политики, исключая сотрудников Ф.Э. Дзержинского,
общались с Рерихами в 1926 г. весьма дружелюбно.
Первыми представителями общественности, кто получили книги Учения
Живой Этики, были художники группы "Амаравелла" (см.), беседовавшие с
Н.К. и Е.И. летом 1926 г. в Москве. Им помогли даже участвовать в
зарубежном р-м д-и - выставках Корона Мунди в США в 1927-8 гг. Однако
для сколь-нибудь широкого распространения Учения условий еще не было.
Так, теософов, наиболее идейно близких, разгромили, начиная с 1929 г.,
как и прочих духовных искателей.
В 30-е годы случалось редкое просачивание рериховской литературы в
Россию из Латвии (наиболее организованно - через С.С. Митусова), а с
1940 г., после присоединения Прибалтики, - гораздо большее. Читали
книги Агни-Йоги, например, писатели К. Паустовский, Л. Леонов, И.
Ефремов и люди науки. Ясно, что сами прибалтийские рериховцы
осторожничали (ведь их организации вскоре были разогнаны), но в личных
контактах продолжали распространять идеи Учения и его тексты. В 1948-9
гг. более активная их часть попала в лагеря, но к приезду Ю.Н. Рериха
они уже вернулись. Кроме того, в конце 50-х приехали несколько
харбинских рериховцев. Благоприятным обстоятельством стала хрущевская
"оттепель".
Ю.Н., вернувшийся на Родину в августе 1957 г., породил массовый
интерес к Н.К. Рериху. В 1958 г. состоялась первая выставка картин
Н.К., был снят фильм о нем, вышла первая за многие годы книга о Н.К.
Потом вышли альбом и каталоги, часть привезенных картин была
выставлена в музеях и т.д. В 1960 г. приезжал С.Н. Рерих. Однако о
большом общественном р-м д-и не приходится говорить вплоть до 1974 г.,
когда "к столетию художника" не только была организована передвижная
выставка, но и изданы его книги "Из литературного наследия",
"Письмена" и "Алтай - Гималаи". Появилось также много статей о Н.К. в
периодике. Были напечатаны памятные почтовая марка и конверт (один из
знаков участия государства в р-м д-и). Немного раньше, в 1972 г., из
книги П.Ф. Беликова и В.П. Князевой страна узнала, что Рерих был не
только лишь русским художником, но человеком высокого духа,
грандиозного масштаба и широчайшей деятельности. В самиздате активно
стали распространяться книги Живой Этики, в основном ксерокопии и
фотокопии. Одна из появившихся групп единомышленников в конце 70-х
приехала на Алтай, в Уймонскую долину, и в 1978 г. начала строить
музей Н.К. Рериха - копию того дома, где Рерихи жили в 1926 г.
Возникали и другие музеи, однако это было монополией государства.
С.Н. стал приезжать довольно часто и всякий раз встречался с
общественностью, посещали Россию и сотрудники Нью-Йоркского Музея. С
1976 г. начали проводиться довольно иногда смелые научные "Рериховские
чтения" в Новосибирске (с тем же названием в московском Институте
Востоковедения, проводимые с 1960 г., означали лишь специальную
научную конференцию в память Ю.Н.; только в 90-е годы там расширилась
рериховская тематика, появились доклады даже об Учении Живой Этики).
Важным этапом была международная научная конференция, посвященная
вкладу семьи Рерихов в мировую культуру (октябрь 1984). Настоящую
революцию в умах интеллигенции произвела публикация В.М. Сидорова
"Семь дней в Гималаях" (1982). Постепенно р. д. ширилось и
углублялось, так что стала возможной встреча С.Н. с М.С. Горбачевым и
другими крупнейшими руководителями 14.5.1987, поданная на первой
странице самых официальных газет так, как освещали встречи лидеров
государств.
Неформальные микрогруппы смогли легализоваться и укрупниться уже в
связи с новым постсоветским законодательством. В 1989-90 гг.
официально организовались десятки Рериховских центров и начали
проводить общественно-научные конференции. Свобода печати вступила в
силу в августе 1990 г., но уже во 2-м номере за 1989 г. "Сибирских
Огней" (Новосибирск) были опубликованы письма Е.И. Рерих, а в 10-12-м
книга Учения "Община" (и тогда же эта книга печаталась в журнале
"Трезвость и культура", а в почти уже зарубежной Риге и вовсе "Зов"
находился в печати книжным изданием). В России книги Учения начали
издавать с марта 1990 г. (Новосибирск). За несколько лет у нас были
переизданы все книги, вышедшие до того на русском языке, и кое-что
переведенное. Печатается много новых (полезных или вредных для
Эволюции) работ российских авторов, посвященных Рерихам и Учению,
включая в него и труды Е.П. Блаватской. Деятельность проникшихся духом
Учения наиболее активно развивается в педагогической и научной сферах
- в дополнение к традиционной искусствоведческой. Россия стала ведущим
центром международного р-о д-я. Массовость породила и негативные
явления, не соответствующие духу Учения и заветам Учителей, например,
сознательное и полусознательное подражание в практике низким церковным
обычаям.
Последний этап подпитки р-о д-я можно отсчитывать от передачи 7.5.1990
России С.Н. Рерихом архива родителей (хранится в МЦР), что повлекло за
собой публикацию материалов до того совершенно неизвестных. Впервые, и
именно в России, публикуются архивы Нью-Йоркского Музея и Института
"Урусвати", рижские и харбинские материалы. Начались публикации
записей Учения, сделанных Е.И. в 40-50-е годы, и более ранних
фрагментов исходного духовного "дневника" Е.И., отражающего обучение
Рерихов. Частично обнародованы документы архивов С.С. Митусова (вошел
в фонд Музея-института семьи Рерихов, учрежденного 11.5.2001) и П.Ф.
Беликова, а также ранняя переписка Рерихов и дневник Н.К. из
государственных архивов. Открывается доступ к личным архивам ближайших
рериховцев.