Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рериховское движение в России

Прошло ряд этапов. Учитывая, что книги Н.К. Рериха, включающие элементы нового Учения, считая с "Цветов Мории" (1921), сначала выходили в дальних странах, можно считать, что на ранней стадии было лишь почитание Н.К. Рериха как художника и, в меньшей степени, как публициста. Заметки о нем появлялись и в советский период, причем обычно довольно благожелательные, редко с типичной ненавистью к эмигранту. И даже политики, исключая сотрудников Ф.Э. Дзержинского, общались с Рерихами в 1926 г. весьма дружелюбно.

Первыми представителями общественности, кто получили книги Учения Живой Этики, были художники группы "Амаравелла" (см.), беседовавшие с Н.К. и Е.И. летом 1926 г. в Москве. Им помогли даже участвовать в зарубежном р-м д-и - выставках Корона Мунди в США в 1927-8 гг. Однако для сколь-нибудь широкого распространения Учения условий еще не было. Так, теософов, наиболее идейно близких, разгромили, начиная с 1929 г., как и прочих духовных искателей.

В 30-е годы случалось редкое просачивание рериховской литературы в Россию из Латвии (наиболее организованно - через С.С. Митусова), а с 1940 г., после присоединения Прибалтики, - гораздо большее. Читали книги Агни-Йоги, например, писатели К. Паустовский, Л. Леонов, И. Ефремов и люди науки. Ясно, что сами прибалтийские рериховцы осторожничали (ведь их организации вскоре были разогнаны), но в личных контактах продолжали распространять идеи Учения и его тексты. В 1948-9 гг. более активная их часть попала в лагеря, но к приезду Ю.Н. Рериха они уже вернулись. Кроме того, в конце 50-х приехали несколько харбинских рериховцев. Благоприятным обстоятельством стала хрущевская "оттепель".

Ю.Н., вернувшийся на Родину в августе 1957 г., породил массовый интерес к Н.К. Рериху. В 1958 г. состоялась первая выставка картин Н.К., был снят фильм о нем, вышла первая за многие годы книга о Н.К. Потом вышли альбом и каталоги, часть привезенных картин была выставлена в музеях и т.д. В 1960 г. приезжал С.Н. Рерих. Однако о большом общественном р-м д-и не приходится говорить вплоть до 1974 г., когда "к столетию художника" не только была организована передвижная выставка, но и изданы его книги "Из литературного наследия", "Письмена" и "Алтай - Гималаи". Появилось также много статей о Н.К. в периодике. Были напечатаны памятные почтовая марка и конверт (один из знаков участия государства в р-м д-и). Немного раньше, в 1972 г., из книги П.Ф. Беликова и В.П. Князевой страна узнала, что Рерих был не только лишь русским художником, но человеком высокого духа, грандиозного масштаба и широчайшей деятельности. В самиздате активно стали распространяться книги Живой Этики, в основном ксерокопии и фотокопии. Одна из появившихся групп единомышленников в конце 70-х приехала на Алтай, в Уймонскую долину, и в 1978 г. начала строить музей Н.К. Рериха - копию того дома, где Рерихи жили в 1926 г. Возникали и другие музеи, однако это было монополией государства.

С.Н. стал приезжать довольно часто и всякий раз встречался с общественностью, посещали Россию и сотрудники Нью-Йоркского Музея. С 1976 г. начали проводиться довольно иногда смелые научные "Рериховские чтения" в Новосибирске (с тем же названием в московском Институте Востоковедения, проводимые с 1960 г., означали лишь специальную научную конференцию в память Ю.Н.; только в 90-е годы там расширилась рериховская тематика, появились доклады даже об Учении Живой Этики). Важным этапом была международная научная конференция, посвященная вкладу семьи Рерихов в мировую культуру (октябрь 1984). Настоящую революцию в умах интеллигенции произвела публикация В.М. Сидорова "Семь дней в Гималаях" (1982). Постепенно р. д. ширилось и углублялось, так что стала возможной встреча С.Н. с М.С. Горбачевым и другими крупнейшими руководителями 14.5.1987, поданная на первой странице самых официальных газет так, как освещали встречи лидеров государств.

Неформальные микрогруппы смогли легализоваться и укрупниться уже в связи с новым постсоветским законодательством. В 1989-90 гг. официально организовались десятки Рериховских центров и начали проводить общественно-научные конференции. Свобода печати вступила в силу в августе 1990 г., но уже во 2-м номере за 1989 г. "Сибирских Огней" (Новосибирск) были опубликованы письма Е.И. Рерих, а в 10-12-м книга Учения "Община" (и тогда же эта книга печаталась в журнале "Трезвость и культура", а в почти уже зарубежной Риге и вовсе "Зов" находился в печати книжным изданием). В России книги Учения начали издавать с марта 1990 г. (Новосибирск). За несколько лет у нас были переизданы все книги, вышедшие до того на русском языке, и кое-что переведенное. Печатается много новых (полезных или вредных для Эволюции) работ российских авторов, посвященных Рерихам и Учению, включая в него и труды Е.П. Блаватской. Деятельность проникшихся духом Учения наиболее активно развивается в педагогической и научной сферах - в дополнение к традиционной искусствоведческой. Россия стала ведущим центром международного р-о д-я. Массовость породила и негативные явления, не соответствующие духу Учения и заветам Учителей, например, сознательное и полусознательное подражание в практике низким церковным обычаям.

Последний этап подпитки р-о д-я можно отсчитывать от передачи 7.5.1990 России С.Н. Рерихом архива родителей (хранится в МЦР), что повлекло за собой публикацию материалов до того совершенно неизвестных. Впервые, и именно в России, публикуются архивы Нью-Йоркского Музея и Института "Урусвати", рижские и харбинские материалы. Начались публикации записей Учения, сделанных Е.И. в 40-50-е годы, и более ранних фрагментов исходного духовного "дневника" Е.И., отражающего обучение Рерихов. Частично обнародованы документы архивов С.С. Митусова (вошел в фонд Музея-института семьи Рерихов, учрежденного 11.5.2001) и П.Ф. Беликова, а также ранняя переписка Рерихов и дневник Н.К. из государственных архивов. Открывается доступ к личным архивам ближайших рериховцев.