Ремизов Алексей Михайлович / Alexei/-ey/-is Remizov
(24.6/6.7.1877, Москва,-26.11.1957, Париж) - писатель с мощнейшим воображением, много экспериментировавший с формой и
оказавший своим стилем влияние на А.Н. Толстого, Пришвина и других крупных авторов. Оригинальный
рисовальщик, которого хвалили Пикассо и другие крупные художники;
мастер каллиграфии. Побывал также театральным художником, актером,
певцом.
С Н.К. Рерихом познакомился 11.10.1905. В 1909 г.
они сотрудничали для театра, но постановка пьесы "Трагедия об Иуде
Искариотском" не состоялась. В 1913 г. А.М. собрался было написать
книгу о Н.К., но не получилось. Опубликовал 2 новеллы, посвященные творчеству Н.К. ("Отечество", N 1 за 1915; "Биржевые ведомости", 10.12.1915). Вместе с Н.К. работал в совете
Общества возрождения художественной Руси. А.М. - автор цикла
стихотворений "Жерлица Дружинная" (в посвященном Н.К. сборнике 1916
г.), созданных под впечатлением "апокалиптических" картин Н.К., - они
вошли и в сборник "Звенигород Окликанный. Николины притчи" ("Алатас",
1924). В "Алатасе" же затем выходит книга "Клятвенный Камень", где
говорится о Матери Мира. А.М. рисовал в эмиграции портреты Н.К. Н.К.
просил американских рериховцев "не трогать его духовно, ибо он идет по
своему пути" (ДФ-25.10.24).
Родился в купеческой семье. Первый рассказ
написал в 7 лет. С детства проявил особое видение и слышание, от
психофизиологического (цветомузыкальность, ауровидение) до
ментального. Обычное зрение, однако, оказалось столь слабым, что он не
смог получить художественного образования, хотя имел талант. Помнил события жизни с первого года. Пел в
церковном хоре. Играл на корнет-а-пистоне. В детстве страстно увлекался театром. Учился в гимназии. В 1895 г. окончил коммерческое училище и поступил на
физико-математический факультет Московского университета (естественное
отделение). В студенческие годы имел революционные настроения, был
арестован 18.5.1896, а 20.12 выслан. Прожил в ссылках до начала 1905
г. Собирал фольклор, легенды. Первая публикация состоялась 8.9.1902.
Занялся тогда и переводами. В 1903-4 гг. заведовал репертуаром в
антрепризе В.Э. Мейерхольда в Херсоне.
В 1905 г. перебрался в Петербург, стал работать в
журнале "Вопросы Жизни" заведующим конторой (что способствовало
знакомствам с крупными писателями), публиковать романы и сказки.
Изображает разгул злых сил, демонстрируя при этом большую фантазию и
своеобразный речевой стиль. Затем обращается к идеализации старины,
сочиняет сам или литературно перерабатывает сказки, притчи, легенды,
другие жанры фольклора, жития святых, апокрифы. Пытается возродить
старинный стиль русской речи, подходит к слову как исследователь,
ищущий "ключ", "магический знак". Увлекается гностиками и
Сведенборгом, занимается астрологией. Когда жена в 1910-2 гг. изучала
русскую палеографию в Археологическом институте, А.М. фактически
прошел вместе с ней курс работы с древнерусскими рукописями. Устраивал
литературные мистификации, например в 1908 г. учредил шуточное
литературное общество "Обезьянью Великую и Вольную палату". В 1922 г.
в Берлине продолжил эту идею в юмористических публикациях
редактируемого им "Бюллетеня Дома искусств", но коллеги юмор не
оценили и обижались. В 1907-10 и 1919 гг. пишет пьесы, в Первую
мировую войну - патриотические рассказы и притчи. После революции
скорбит о смерти "святой Руси". В 1917-21 гг. сотрудничает в
горьковской "Всемирной литературе" и издательстве "Алконост".
5.8.1921 эмигрирует (издав к тому моменту 37
своих книг). С 21.9 в Берлине: был там заместителем председателя
русского Дома искусств, открытого 29.11.1921, но через год ушел, когда
произошел общий раскол в Доме; позднее ни в каких обществах не
замечен, исключая разве что эпизодические устные выступления. С
5.11.1923 живет в Париже. Пишет автобиографические книги и программную
книгу "Огонь вещей. Сны и предсонья", а потом демонстрирует свой
"сновидческий" метод письма. Записал огромное число своих снов и
многие опубликовал. В последний год жизни вновь обращается к обработке
легенд и древнерусских повестей. Всего за эмиграцию издал 45 книг,
включая сказки, сказания, переложения библейских и евангельских мифов,
мистерии, притчи о святых, исторические новеллы, суждения о русских писателях. В неизданной
рукописи обратился и к мусульманско-суфийскому фольклору. В 30-40-е
гг., когда его книги не публиковались, изготовил около 400 рукописных
альбомов автоиллюстраций и иллюстраций к русской классике. Некоторые
рисунки экспонировались (обычно на выставках автографов и рисунков
писателей) и публиковались в журналах. Часто зарисовывал сновидения. Создавал также коллажи,
каллиграфические листы и грамоты. В 1948 г. принял советское
подданство. Значительная часть его архива была передана в СССР.