Рама
- воплощение Майтрейи-Мории (см.
П/П-22.6.34, 27.6.34), а следовательно, и Аватара Вишну (см.),
Хранителя Мира, каковым его и считают в Индии. Имя "Р." означает
"радость дарующий". "Р. - чистейший уроженец древней Ариаварты, царь
из страны Айодхья, и никогда не покидал Индии" (П-9.8.37). Жил 6000
лет назад (см. Дн-7.8.34). Историки относят его жизнь к временам
продвижения арийцев с севера Индии на юг.
Поскольку Аватара есть нисхождение Божества для
спасения мира, для восстановления космической законности, на этот раз
Спаситель явился главным образом для борьбы со слишком
активизировавшимися ракшасами (демонами) и их предводителем
десятиголовым (точнее, десятительным) Раваной (Сатаной). Жизнь Р-ы,
относящаяся к глубочайшей древности, описана в книге "Рамаяна",
распространившейся в различных вариантах, по каналам индуизма и
буддизма, почти по всей Азии, вплоть до Монголии. Как сказано в
"Рамаяне", это был "безгрешный муж, тот, кто превосходит всех
доблестью и отвагой, ученостью и добродетелью, верный в слове,
прекрасный ликом и статью, не подверженный гневу, но в битве способный
вселить ужас даже в небожителей". "Рамаяна" окончательно сложилась
около III в. н. э., а культ Р-ы стал одним из двух важнейших (наряду с
почитанием Кришны) в индуизме с XI в.
Согласно "Рамаяне", Р. родился в городе Айодхья
(ныне его отождествляют с Ауд(х)ом возле Файзабада), столице
государства Кошала. Вишну воплотился в родившихся в течение трех дней
у трех цариц четырех сыновьях царя Дашаратхи, но из них в наибольшей
степени в старшем - Р-е. Особенно близко, неотлучно с Р-й был связан
его сводный брат Лакшмана; индуисты сопоставляют эту пару со столь же
неразлучной парой мудрецов Нарой и Нараяной, более ранним двуединым
воплощением Вишну. Дашаратха считался величайшим из тогдашних
правителей, среди деяний которого было участие в войне богов против
демонов. Равана однажды потребовал от него платить дань, но в ответ
были посланы стрелы, закрывшие все городские ворота города ракшасов
(этот эпизод, как и многие другие, следует, конечно, относить к
реальности Тонкого Мира или понимать символически). Потом Равана мешал
рождению Р-ы, но выходило, что даже помогал сужденному.
Васиштха, духовный наставник царя, с самого
начала знал о божественности Р-ы, затем и мать получила свидетельства
этого, но все остальные, включая отца, долго не догадывались, что Р. -
"Владыка трех миров". Однако его высокая добродетельность была всем
очевидна. При этом он не искал пороков в других, не осуждал людей, не
кичился, был всегда со всеми приветлив и искренен. Вместе с братьями
он прошел все необходимые формы обучения (включая духовное, воинское и
управленческое) и во всех проявил высочайшее понимание. Он был еще
юношей, но уже созрел для небывалых подвигов - и пришел великий
брахман Вишвамитра и призвал его на борьбу с ракшасами.
Р. и Лакшмана защитили от демонов особого
значения ритуал, уничтожив несколько предводителей ракшасов.
Вишвамитра передал Р-е все имеющееся у него священное оружие (символ
высших сил?), после чего удалился в Гималаи. Но по пути еще привел Р-у
к царю Джанаке, у которого хранился лук бога Шивы. Тому, кто бы поднял
лук и натянул тетиву, была обещана в жены чудесно явившаяся из борозды
в земле Сита, приемная дочь царя, которую многие индуисты считают
воплощением Лакшми, божественной супруги Вишну. Р. легко выполнил
условие, и при этом лук сломался (видимо, как выполнивший все свои
задачи). Вместе с Р-й женились на тамошних принцессах и остальные
братья Р-ы, тем самым вновь соединились ветви Солнечной Династии. При
возвращении в Айодхью путь преградил Парашурама ("Рама с топором"),
требуя натянуть тетиву еще и лука Вишну. Р. выполнил это, тем самым
получив собственное оружие от своего прошлого воплощения, после этого
исчезнувшего, освобожденного.
Вскоре Дашаратха решил передать правление страной
превосходнейшему из своих сыновей - Р-е. Весь народ с великой радостью
воспринял это решение. Но тут горбатая служанка третьей жены царя
внушила той, что должен воцариться ее сын Бхарата. Царица
воспользовалась обещанием царя, данным когда-то в уплату за спасение
своей жизни, выполнить два любых желания. Она потребовала отдать трон
своему сыну, а Р-у изгнать отшельником в лес на 14 лет. Цари этой
династии никогда не нарушали данного слова, так что Дашаратха жестоко
поплатился за безответственное обещание, а страна надолго потеряла
идеального правителя - прямое воплощение Дхармы (высшей законности).
Царь был совершенно сломлен и не мог вымолвить ужасные слова (а через
шесть дней после ухода Р-ы умер в тоске). Р. услышал об изгнании от
царицы, воспринял это совершенно спокойно и немедля выполнил
сказанное, избавляя отца от бесчестья. Хотя он уже участвовал в
управлении страной, полнота земной царской власти вовсе не была для
него самоцелью, он мыслил духовными категориями. К тому же Бхарата был
аспектом Вишну и Р-ы. "Р. не был изгнан, но уступил добровольно, видя,
что нарастал узурпатор" (Дн-25.8.34).
Р. временно отстранялся от физического мира (мир
лишался его), но брался за работу в мире отшельников, более
утонченном. Вместе с ним в южные леса ушли Сита и Лакшмана. Сначала
они поселились на горе Читракута. Бхарата же отказался от трона и
собрал экспедицию на поиски Р-ы, и вместе с ним устремился почти весь
город. По следам Р-ы они добрались к жилищу отшельников и пытались
уговорить вернуться. Но Р. проявил стойкость в обете. Бхарата водрузил
на трон сандалии Р-ы, поселился вне столицы в аскетической обстановке
и стал править как временный заместитель. Р. тем временем давал
отшельникам спасительное Учение и защищал их от демонов. Иногда
ракшасы, освобожденные от ужасной оболочки, восходили на небеса.
Иногда монахи и отшельники получали от Р-ы "последнюю каплю" для
восхождения, завершавшего путь жизни. Личное воздействие Р-ы, даже в
виде разящей стрелы, означало великое благословение.
Спустя несколько лет мудрец Агастья передал Р-е
еще одно оружие Вишну и указал на новое место для поселения -
проклятый край Панчавати, находящийся во власти ракшасов. Однажды
пришла уродливая ракшаси, сестра Раваны, и возжелала стать супругой
Р-ы или Лакшманы, для чего попыталась убить соперницу - Ситу. Лакшмана
отрубил ей нос и уши, та убежала жаловаться братьям, и Р-е пришлось в
одиночку уничтожить сначала 14, а потом 14 000 демонов. Поняв, что
силой Р-у не победить, Равана решил похитить Ситу, дабы Р. умер от
тоски. Аскет Марича по приказу помощника Раваны принял обличье
златошерстого оленя. Восхищенная Сита просила Р-у поймать его или хотя
бы добыть шкуру. Олень увел Р-у очень далеко и перед смертью голосом
Р-ы призвал Лакшману. Сита послала того на помощь. Лакшмана не хотел
нарушать приказ Р-ы неотступно охранять Ситу, но та разгневалась и
обвинила его в жутких помыслах. Видимо, в отличие от Лакшмана она не
верила, что Р. абсолютно непобедим. Поскольку оскорбления Ситы звучали
как разрыв отношений, Лакшмане пришлось идти. Тогда явился Равана,
забрал поддавшуюся страстям Ситу и унес на юг. Помимо уже указанной
причины, он возжелал сделать Ситу своей главной женой. И его безумное
вожделение вовлекло в гибель все его темное царство.
Здесь тонкий момент в вопросе правомерности
борьбы Света с тьмой. Темные силы не всегда получают немедленный
ответный удар, но при определенных нарушениях "правил игры". И в
случае с демоницей, и в случае с Раваной решающим моментом было
покушение на жену Р-ы. А раз так, то не сделай Сита "ошибку", дав себя
похитить, не произошло бы прямого столкновения главных сил Света и
тьмы и не реализовалась бы задача жизни Рамы - разгром темных сил.
Итак, Равана совершил фатальную ошибку, принесши в свое логово Свет,
который неминуемо сожжет его. А с точки зрения бытовой законности,
похищение чужой жены считалось непростительным, и темный владыка дал
прямой и неизбежный повод к войне. "Рамаяна" и "Махабхарата" являются
классическими пособиями по этической законности для Индии. А Рама и
Кришна - прямыми воплощениями космической законности, лучшими
примерами для подражания.
Начались поиски Ситы. Появились помощники - вожди
орлиных племен, обезьяны, медведи и даже ракшасы. Р. помог обезьяньему
царю Сугриве восстановить власть, а тот организовал поисковые
экспедиции. Выдающимся героем проявил себя Хануман, сын бога ветра в
обезьяньем теле. Этим звериным образам есть объяснение: "Р.-ариец
сражался с потомками атлантов с острова Ланка, и его союзниками были
воинственные племена дравидов, среди которых было сильно развито
почитание обезьян... Потому в народном творчестве это знание
переплелось с фантазией, и Хануман, предводитель дравидов, получил
обезьянье обличие" (П-9.8.37). "Рамаяна" - древнейшее сказание, и за
тысячи лет в его содержании переплелись фактическая биография Р-ы, его
борьба в тонкой реальности с темными силами - ракшасами - и народные
сказки.
Хануман через океан перелетел в роскошную и
разгульную столицу ракшасов Ланку, по пути выдержав несколько боев. В
роще он увидел охраняемую демоницами Ситу, которую уговаривал, обещая
все блага, и пугал Равана. После разговора с Ситой Хануман, прыгая по
крышам дворца и волоча за собой подожженный ракшасами хвост, сжег
порочный город, а затем улетел обратно.
Обезьяны и медведи построили мост через океан.
Ракшасы имели техническое превосходство в оружии и применяли магию, но
все же были побеждены. Погибли все братья и сыновья Раваны и он сам,
кроме одного праведного брата, которого Р. назначил новым правителем
Ланки. В труднейшие моменты Р-е помогли божественный царь птиц Гаруда
(вахана-носитель Вишну) и царь богов Индра.
14 лет отшельничества уже закончились, и Р. с
товарищами на летающей "колеснице" Раваны (а такие у атлантов были)
прибыл в Айодхью. Р. и Сита были коронованы. Став царем, Р. решал
проблемы страны наилучшим образом, налаживал лучший порядок и
наставлял людей на путь истинный. Спустя годы Ситу забрала Мать-Земля,
а Р. вознесся на небо.