Экспедиция 1934-5 гг. (маньчжурско-монгольская)
Была организована для Департамента земледелия США с целью сбора семян
засухоустойчивых трав, годных для борьбы с наступлением пустынь. Были
также собраны гербарии засухоустойчивых и лекарственных растений
(около 1100 видов), медицинские препараты и образцы почв; было
отослано около 2000 посылок; открыто 6 новых видов или подвидов
растений, один из которых назвали Stipa roerichii; собраны и изучены
рукописи о лекарственных растениях. Кроме экологических, ботанических
и фармакологических, экспедиция имела также художественные и
историко-археологические достижения. Цели "геополитические" (в
соответствии с Планом или Предвидением эволюции Центральной Азии),
возможно, были, но по уже опубликованным материалам заявлять такое
нельзя. В письмах от 30.1.1936 и 15-16.4.1936 Н.К. Рерих совершенно
определенно утверждал, что политики в организации
сельскохозяйственного кооператива,
"образовательного и хозяйственного учреждения", не было: "Такое благое начинание не имеет ничего общего с политикой, всегда было бы полезно обеим сторонам, как стране устраивающей, так и той, в которой такое полезное учреждение образуется. Ничего секретного в этих добрых предположениях не было. Тем более, что сам секретарь Агрикультуры давал свои деньги для начала такого кооператива и обращался ко многим видным лицам в Америке об их участии в этом деле. Такое широкое оповещение не может быть тайною, да кроме того, учреждения не содержат в себе ничего секретного.
Идея культурно-экономических кооперативов всегда была в нашей программе, чтобы все культурные дела не рассчитывали только на пожертвования, но были бы самодеятельными и самооплачивающимися".
Проект этот в переписке именовался "Канзас", планировалось участие в
нем монголов, русских и американского капитала, но американская
сторона осуществление сорвала. Из Рерихов в экспедиции участвовали
Н.К. (руководитель) и Ю.Н. (помощник руководителя и ответственный за
медицинские исследования).
6.3.1934 они получили в Париже паспорта и после
США отправились (28.4) из Сиэтла в Японию (где пробыли с 10 по 28.5) за
разрешением въезда в оккупированную японцами Маньчжурию. Н.К. получил
статус гостя японского правительства, что означало бесплатные визу и
проезд и почетные приглашения. Японские Министерства Народного
Образования и Культуры (17.5), Военное (24.5), и Иностранных Дел устроили в честь Н.К. приемы, то же самое сделали Американо-японское общество (15.5), Международное общество поощрения культуры (16.5), Императорская Академия изящных искусств (17.5), Общество международных культурных
сношений и другие. 18.5 Н.К. прочитал лекцию в Буддистском колледже.
22.5 беседовал с группой представительниц женского движения. Несколько
раз посещал американского посла. 24.5 дал интервью газете и отправился в Киото, где договорился о выставке 17 своих картин в Музее изящных искусств (прошла 10.1-28.2.1935; весной 1951 г. Хорш их забрал). Посетил также Нару. 30.5 Рерихи, в сопровождении представителя
министерства иностранных дел Японии С. Китагавы, приехали в Харбин за
дополнительным разрешением на право пребывания в Маньчжурии и Внутренней Монголии, которое получили 10.7 во французском консульстве (возможна путаница).
Харбин в то время был местом концентрации
огромного числа русских эмигрантов (более 200 тысяч). Культурные круги
восприняли Н.К. как луч Света в темном царстве. В дом брата Н.К. -
В.К. Рериха - потянулись почитатели. В своей комнате Н.К. 31.5 дал
пресс-конференцию. Н.К. много приглашали на собрания и торжества: 31.5
он выступил на юбилее Харбинского юридического факультета, 2.6 и 5.6 -
в литературном кружке "Чураевка" (с докладом "Несение Света" - о
культурных задачах русской эмиграции), 3.6 - в отделении Христианского
Союза Молодых Людей (со "Словом о подвиге"), 7.6 - в Академической
группе Харбина, 10.6 прочитал доклад "Гималайский институт", 11.6
сделал доклад "Оружие Света" на Дне культуры, организованном Беженским
комитетом, 24.6 выступил в Первом Реальном училище на тему "Культура -
это молитва Богу" и т.д. Важнейшим результатом стало то, что собрался
кружок, изучающий Живую Этику (см. Харбинские рериховские группы), а
также был создан Русский Комитет для проведения Пакта Рериха. 21.6 в Чанчунге Н.К. был принят императором Маньчжурии Пу-И: Н.К. преподнес Знамя Мира, получил разрешение на проведение
экспедиции. Учредил женское (18.7) и мужское содружества имени Сергия
Радонежского. 15.9 было послано извещение об избрании Н.К. почетным
членом харбинского общества "Икона", а в начале ноября - членом
временного совета этого общества; не позднее 15.9 вышла в свет статья
М. Шмидта о религиозном творчестве Н.К.; 15.10 Н.К. был избран почетным
председателем оргкомитета по сооружению церкви во имя Сергия
Радонежского школы в Бариме, для которой он выполнил 3 или 4
эскиза-проекта и подарил их Русской Церкви. Обнаружив разброд среди
"светлых" русских эмигрантов, в результате чего темные силы добивались
тактических побед, Н.К. старался объединить русских вокруг культурных
идеалов. Одним из конкретных действий его была покупка печатного
органа, газеты "Русское Слово", для отделения Русского Обще-воинского
союза, который он оценивал как наиболее солидную организацию русской
эмиграции, а 24.6 присутствовал на выпуске учебных курсов РОВС. Н.К.
явно хотел переориентировать организацию: 7.11 на организованном РОВС
Дне непримиримости говорил о провокациях темных сил, однако, всегда
побеждаемых Светом, о движении доброго созидания; вошел в редакцию
газеты и ввел в нее рериховцев. 11.11 был на открытии политехнического
факультета Института Св. Владимира. В харбинской прессе появлялось
много длинных статей о Н.К. - сначала, за редкими исключениями,
добрых, позднее (с середины ноября) злобных. С первого дня в Харбине
началось общение с В.Н. Ивановым (см.), будущим автором книги о Н.К.
1.6 прибыли в Японию и должны были вскоре
присоединиться два американских ботаника, Ховард Г. Макмиллан и Джеймс
Л. Стивенс, однако они испугались хунхузов и почти 2 месяца не давали
о себе знать, уже будучи в Китае. Это сильно задержало экспедицию, и
пришлось искать других ботаников, причем готовых работать без
денежного жалованья. Американцы вели изыскания независимо (Макмиллан вообще претендовал на пост главы экспедиции), в самом
начале экспедиционной поездки заявили японскому начальнику военной
миссии, что путевые документы Рерихов поддельные, посылали в США о
Н.К. клеветнические измышления (о политических сговорах с японцами и
белогвардейцами и т.п.) и в конце сентября по настоянию Н.К. были
отозваны. Статья "Самоотвержение зла" (ЛД-15.7.34, то есть Н.К. в
Харбине начал писать "Листы дневника", и весь первый том написан за
время этой экспедиции) появилась под впечатлением от темных происков
ботаников и некоторых русских харбинцев и японцев.
Н.К. помогал брату организовать
сельскохозяйственный кооператив "Алатырь" и собирал книгу "Священный
Дозор" - она была издана в ноябре 1934 г., но
именно в этом месяце темные силы раздули кампанию клеветы, с
использованием материалов японской разведки еще 1924 года (были
скопированы письма, посланные Н.К. с судна "Катору Мару"), тираж,
кроме экземпляров, которые успели подарить, японская цензура
арестовала, и продажа началась лишь через 2 года, да и то в Париже.
Клевета же приобрела совершенно безумные формы: Н.К., если собрать
вместе почти весь бред, объявляли масонско-розенкрейцерским
императором Сибири, перевоплощением Сергия Радонежского, правящим с
резиденции на вершине Белухи на средства
американско-еврейско-коммунистического капитала, главою Коминтера и
Фининтерна, даже Антихристом.
Экспедиция, с 1.8 по конец августа или начало
сентября, совершила поездку на север, в район Китайско-Восточной
железной дороги, сначала около города Хайлара и Ганьчжурского
монастыря, а затем около станции Барим. На этом этапе участвовали
также В.К. Рерих (секретарь, заведующий транспортом), Т.П. Гордеев (ботаник и почвовед), А.А. Костин (ассистент ботаника), В.И. Грибановский (начальник охраны и завхоз), Китагава, а также местные проводники и охранники (русские казаки). Японцы пристально следили за ними.
Гордеев Тарас Петрович (30.7/11.8.1875, Петербург,-28.4.1967, Жолимон, Бельгия) - ботаник и почвовед, выдающийся педагог. Сын профессора медицины. С 1879 г. жил в Харькове. После Сумского реального училища, закончил сельскохозяйственное отделение Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства (1894-8). Еще студентом открыл 2 новых вида дождевых червей. В 1898-1900 гг. в Харькове: сотрудничал в Харьковском обществе сельского хозяйства, Обществе распространения в народе грамотности, Южно-Русском обществе акклиматизации. Далее всю жизнь занимался исследованием и картографированием почв, сбором научных коллекций, народным просвещением, основанием ботанических садов и опытных участков. Несколько видов и разновидностей растений названы его именем русскими и китайскими ботаниками.
В 1900–7 гг. служил почвоведом в Саратовском губернском земстве. Далее работал куратором Минусинского музея, преподавал естествознание в Нерчинском реальном училище. С 1909 г. преподавал естествознание в женской учительской семинарии в Никольске-Уссурийском, приобретя большой авторитет. Член совета Южно-Уссурийского отделения Русского Географического общества. Ездил в экспедиции, в том числе в Японию (изучал вулканы) и Корею. Дважды посетил Харбин для обучения будущих и уже работающих педагогов, делился опытом и в европейской части России, выступал на съездах.
В октябре 1922 года эмигрировал в Шанхай, а оттуда в Харбин. Поступил на работу в Учебный отдел КВЖД. Вступил в Общество изучения Маньчжурского края, организовал отдел почвоведения в музее этого общества. Состоял в Комиссии по заведованию организованным в 1924 г. Североманьчжурским ботаническим садом при ОИМК, заведовал гербарием музея ОИМК. Сотрудник Научно-исследовательского института Северной Маньчжурии. Летом 1925 г. был уволен с КВЖД "за бесподданство", поскольку не принял ни советского гражданства, ни китайского подданства. Устроился в гимназию Христианского Союза Молодых Людей, со дня основания до закрытия будучи в ней учителем естествознания. По совместительству работал в Первом реальном училище. В журнале "Вопросы школьной жизни" (1925-6) Учительского общества вёл отдел "Маньчжуроведение в школе". Редактировал и другие научные и общественные издания. Хорошо знал латинский, китайский, английский и немецкий языки. Позднее преподавал в Реальном училище "Гуан Хуа", гимназии им. Достоевского, Свято-Алексеевском реальном училище, Духовной семинарии, училище "Русский дом", читал лекции по ботанике и зоологии в Медицинском техникуме и на курсах фармацевтических, фельдшерско-акушерских и сельскохозяйственных. В конце 1928 г. китайцы ликвидировали ОИМК, и Т.П. стал учредителем (апрель 1929) и вице-председателем кружка (клуба) любителей естествознания и географии при ХСМЛ. Музей ОИМК перешел в руки китайцев, а затем японцев, меняя статус, но Т.П. продолжал там работать с коллекцией, надо полагать, бесплатно.
После экспедиции участвовал в работе Харбинского комитета помощи русским беженцам, Русского учительского общества, библиотечного комитета ХСМЛ. Почётный председатель Союза окончивших гимназию ХСМЛ, друг Национальной организации исследователей-пржевальцев (1929-1945), Секции молодых археологов, натуралистов и этнографов Союза Националистической молодёжи при Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи, член-учредитель Харбинского общества естествоиспытателей и этнографов (1946-55). Член Биологической комиссии (с 1937), Лишь 1.1.1962 вышел на пенсию (работал с 1945 г., прекратив преподавание из-за прихода советских войск, в краеведческом музее). В июне 1962 г. уехал в Бельгию. Жил в доме престарелых.
Костин Анатолий Андреевич (4.1.1913, Омск,-29.12.1984, Абаза) жил в Харбине с 1922 г. Учился на Коммерческом факультете в Институте ориентальных и коммерческих наук, затем изучал природу и жизнь Маньчжурии, сотрудник Института изучения Северной Маньчжурии. После рериховской экспедиции участвовал в экспедиции на Малый Хинган, был членом Биологической комиссии (создана 19.8.1937), работал бухгалтером-экономистом в фирме "Торговый дом И.Я. Чурин и К". В 1946 г. был арестован и увезен в СССР. После смоленской тюрьмы, в 1951 г., был сослан в Северо-Енисейский район Красноярского края, на прииске преподавал ботанику и географию(?), занимался исследовательскими работами, потом работал главным бухгалтером в геологоразведочной партии, базировавшейся в Северо-Енисейске, печатался в местной газете под псевдонимом "А. Омский". В 1974 г. поселился в Абазе (Хакасия), продолжая научную работу.
Грибановский Виктор Иванович (30.3.1887, Петропавловск,- 25.6.1938, станция Сун-го в Маньчжурии) закончил Сибирский кадетский корпус в Омске, Николаевское кавалерийское училище в Петербурге, Офицерскую гимнастическо-фехтовальную школу, 16.11.1919 получил звание полковника. Был эвакуирован из Крыма в Болгарию, с 1926 г. во Франции, с 1930 г. в Харбине.
Три месяца Н.К. в Харбине пытался продлить
разрешение. Тем временем собирались семена и гербарии в окрестностях,
обрабатывались гербарии, собранные ранее, готовился научный отчет,
собиралась информация о лекарственных растениях, переводились
китайские и тибетские медицинские тексты. 22.11 были сделаны доклады о
проделанной работе в Клубе естествознания и географии, а 24.11 Рерихи
покинули Харбин на поезде. 25.11 в Дайране спрашивали о судьбе оружия,
привезенного американцами, с вечера 26.11 в Тяньцзине пытались
получить оружие и снаряжение у командующего американскими войсками.
1.12 прибыли в Пекин, где провели зиму, осматривая музеи и
архитектурные сооружения, а Н.К. написал около сотни очерков. Ботаник
И.В. Козлов помогал описать собранный гербарий. Собрали коллекцию
тибетских медицинских трактатов и лекарственных средств.
Козлов Иннокентий Валерианович (1898-1984, Сан-Франциско) - ботаник. Автор многих научных и научно-популярных работ о природе Приморья, Маньчжурии и США. Закончил Никольск-Уссурийское реальное училище (в 1918). Уже в 1913 г. под влиянием Т.П. Гордеева (см. выше), который жил в квартире Козловых, занялся сбором гербариев. Служил в Управлении земледелия и государственных имуществ и состоял в Обществе изучения Амурского края во Владивостоке. В апреле 1922 г. участвовал в Первом съезде по изучению Уссурийского края в естественно-историческом отношении. Эмигрировал в Маньчжурию в октябре 1922 г., вместе с Гордеевым. Служащий опытного поля на станции Эхо, затем жил в Харбине, где работал в Земельном отделе КВЖД. Секретарь Северо-Маньчжурского ботанического сада, созданного в 1924 г. Член Общества изучения Маньчжурского края и его перерождения, организованного в январе 1931 г., - Научно-исследовательского института Особого района Восточных провинций. Член-учредитель Клуба естествознания и географии при Христианском Союзе Молодых Людей. Из-за прихода японцев, в конце 1931 г. уехал в Тяньцзинь, был сотрудником музея Hoangho Paiho и участником научного кружка. В 1933 г. описал 3 новых разновидности клематиса кустарникового (Clematis fruticosa), получивших его имя. Занимался описанием и оформлением гербария, собранного рериховской экспедицией. Продал экспедиции свой Калганский гербарий, с образцами почв. В 1936 г. стал преподавателем природоведения в Первой Российской гимназии. С 1939 г. в Шанхае: сотрудник музея естественной истории Heude, председатель Общества естествоведения. Не позднее 1950 г. через остров Тубабао эмигрировал в США, преподавал в гимназии в Сиэтле, затем осел в Сан-Франциско.
20.3.1935 на машинах выехали в Калган, где
пробыли до 26.3, а оттуда в степи и пустыни юга Внутренней Монголии.
Участники - Н.К. и Ю.Н. Рерихи, Александр Яковлевич Моисеев
(собиратель трав, составитель гербариев; кроме того, по описаниям, владея стенографией, записывал под диктовку статьи Н.К. и печатал их
на машинке), В.И. Грибановский (повар, снабженец), водители (участвовавшие и в сборе трав) Михаил
Николаевич Чувствин и Н.В. Грамматчиков (см.). Упоминались также работники Чампа (похоже, уход за лошадьми и помощь в переговорах с местными жителями) и (с 8.6) несколько бурят. С 27.3 (или с 31.3, если вычесть 2 поездки в ставку князя Тё) по 22.6 база
экспедиции располагалась в Цаган Куре (провинция Чахар). 26.5 и 24.6 посещали монастырь
Шара Мурен, с 25.6 - в Батухалке (монастырь, резиденция правителя
Внутренней Монголии). С 28.6 по 1.9 в "Листах дневника" место стана
указывается как Наран Обо или Тимур Хада (название горы), в западном
Суйюане. На машинах и лошадях совершались поездки по округе. 21 и 31.7 к
экспедиции присоединились китайские ботаники Ю.Л. Кенг (Y.L. Keng) и Янг (студент). Помимо сбора трав, вели археологические осмотры и раскопки,
собирали минералы и беседовали с местными жителями, которые называли
Н.К. "Ихи Бакша" - "Великий Учитель". А Юн-ван, глава
правительства, в местном монастыре назвал Н.К. "Хамбо", что значит
"настоятель", и это название быстро распространилось среди лам. Н.К.
много писал и рисовал наброски на картоне (уже в Индии обращенные в
картины), Ю.Н. изучал монгольский язык. Купили у лам несколько
медицинских книг. В августе была напечатана брошюра на монгольском
языке, посвященная Н.К. (издание правительства Внутренней Монголии в
Батухалке). В Пекин вернулись 7.9 (1.9 из США Г. Уоллесом была послана
телеграмма о немедленном прекращении экспедиции, получили ее 3.9). В
сентябре через Шанхай (там пробыли с 20 по 24.9) пароходом отправились
обратно в Индию.
Александр Яковлевич Моисеев
Михаил Николаевич Чувствин
Ю.Л. Кенг, ботаник из Национального исследовательского института биологии нанкинской Academia Sinica
Янг