Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Центрально-Азиатская экспедиция

Полное испытаний и открытий путешествие Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихов. Была организована с участием американских рериховских учреждений на средства от продажи картин Н.К. или под залог их. Стартовала 8.8.1925 из Гульмарга (штат Кашмир), закончилась 24.5.1928 в Гангтоке (Сикким). Прошла через Ладак, Китай, СССР, Монголию, пустыню Гоби, Цайдам, Тибет, Трансгималаи. 2 участка маршрута оказались совершенно не исследованными ранее европейской наукой. "Только подумайте, на средства искусства и под щитом науки творится мировое дело духовной эволюции. Не знаю примера в истории. И, как звезда путеводная, ведет знание духа" (Дн-6.5.25). "...духовное шествие..." (Дн-30.10.25). "Именно миссия эволюции и провозвестия Братства" (Дн-28.9.27). С осколком Камня Чинтамани, помогающим сужденной эволюции (да и само присутствие Высоких Духов, каковыми были Рерихи, воздействовало благодатно), была пройдена Предвиденная территория особого будущего. См. Дн-27.3.26. При определенном ходе событий она могла (тогда или через годы) стать новым государством, направляемым Иерархией Света. Например, в те годы в Горном Алтае были сильны сепаратистские настроения. И хотя конкретный План несколько изменился (?), те же самые территории - Россия (по крайней мере Азиатская - Сибирь), Монголия и Китай (по крайней мере Синьцзян и Тибет) - особо отмечались и в 30-е гг. (см. письма Е.И. Рерих Ф.Д. Рузвельту), и позднее. Географически Центральная Азия выделяется тем, что является пустынным внутренним бассейном, не имеющим стоков рек в океан, и населенным традиционно кочевыми народами.

"...Р. посол Наш..." (Дн-14.5.26). "Можно думать, что вы духовную посланную весть везете... что вы дорогу вашу наполните чудесным пророчеством... что вы величие времени запечатлеете... что вы пучину осветите... что вы найдете готовые города, вас ждущие" (Дн-29.7.25). В то время посещенные территории находились в состоянии, подходящем для очищения и обновления или, что касается пустынь, - возрождения, в смыслах материальном и духовном. Рерихи, Послы Шамбалы, несли Весть о Новой Эре, которую можно было провозгласить на базе идей общинности, присущих как очищенному буддизму, так и истинному коммунизму. Впервые Рерихам пришлось коснуться мира политики. России было предложено Учение об Общине, предназначенное оздоровить советскую социалистическую практику; Н.К. по Указанию говорил в Москве власть имеющим об эволюционной связи буддизма и ленинизма, о возможности единения с буддистскими народами Азии, вплоть до государственного объединения. "Идея Единой Азии является руководящей идеей, и очищенное учение буддизма дает возможность проводить сближение самым искренним путем... Будда, как великая личность истинной общины, должен быть справедливо оценен... Изображение Майтрейи символизирует для Востока приближение Новой Эры... главное, чтобы имена Будды и Майтрейи не были оскорбляемы [в России]. Иначе вся работа, делаемая с Юга, будет разрушаться с Севера... Когда по приезде было сказано ламам, что русские с уважением прислушиваются к основному учению Будды с его принципами общины, отречения от собственности, труда, трезвости и строго научным подходом... то можно было видеть при этом радость искреннего союзника. Ламы говорят: "Да, только Россия может понять истинное учение"" (письмо Н.К. советским представителям, февраль 1925 г.). "Чую, русские могут понять все. Русские могут учиться, как претворить буддизм в современное понимание. Никто из лам не может догнать быстроту русского мышления" (Дн-24.3.26). Конечно, народ и власти - не одно и то же...

Тибету (Далай-ламе) входило в план предложить очистить ламаистский буддизм от лишних нагромождений (деталь по ДФ-18.1.23: Н.К. должен был вручить Далай-ламе образок Сергия Радонежского, организатора христианских общин). Обе эти попытки вразумить властителей не имели успеха, но за время экспедиции были написаны и изданы в Монголии книги "Община" и "Основы буддизма" - свидетельства Плана. К тому же, как всегда, "безуспешные" благие действия сеяли семена, "насыщали пространство". В ходе экспедиции собирались и распространялись среди населения пророчества о Новой Эпохе, уже наступающей.

Кроме эволюционных, экспедиция имела и выполнила грандиозные задачи научные и художественные. Н.К. написал около 500 картин и эскизов для будущих картин, за которые (и более поздние) был Оценен как лучший живописатель Гималаев всех времен. Был собран, в основном Ю.Н., гигантский материал по языкам, религиям, искусству и другим сферам культуры местных народов, что позволило констатировать и охарактеризовать древние культурные связи по оси Алтай-Гималаи, от России до Кашмира и других восточных территорий, яснее увидеть значение кочевников Центральной Азии в обогащении русской культуры. На базе собранных коллекций (зарисовки, фотографии, киносъемки, тексты, словари, археологические предметы, минералы, растения и т.д.) был создан Институт гималайских исследований "Урусвати". Особый раздел - по пути следования были собраны предсказания о времени Шамбалы и варианты сказаний о Гесэр-хане - Владыке Мира. Экспедиционные дневники Н.К. "Сердце Азии" и "Altai - Himalaya" ("Алтай - Гималаи") были изданы в 1929 г., а в 1931 г. - "Trails to inmost Asia" ("По тропам Срединной Азии") Ю.Н. Обобщение впечатлений от Тибета есть и в сборнике статей "Шамбала".

Из-за происков английской разведки и стоящих за ней темных сил, экспедиция испытывала затруднения с самого начала пути и не попала в столицу Тибета и другие намеченные пункты, едва не погибла зимой во время пятимесячной задержки на плато Чантанг. Однако благодаря светлой поддержке избежала нападения из засады у перевала Нейджи на входе в Тибет и, надо полагать, многих других смертельных опасностей. "...каждый день давал что-то новое, неповторимое. Вот уже совсем надвигалась опасность. Маленький караван мог ли ее обороть? Но опять всходило новое солнце и страшные призраки растворялись. Грозили люди, грозила природа! Неизбежная туча чернела, воды заливали, огни угрожали, выстрелы напоминали о бое. И опять что-то нежданное, доброе случалось... Откуда-то спешили друзья, и радость трубила незабываемую победу" (ЛД-1.9.43).

"Непредубежденно, благосклонно прислушивайтесь к голосам... непомерной древности. Изучайте не только в книгохранилищах, но на местах. Пройдите такие места внимательными путниками. Не подумайте, что "место пусто". Оно пусто лишь для невнимательного лентяя, для ярого невежды. Знаем, что значит хождение по местам легенд. Не умерли они, но схоронились от враждебного нашествия. Каждое заботливое, сердечное отношение будет оценено. И откроются входы... Многое вскрыто, но еще больше захоронено для истинных друзей" (ЛД-17.8.43). Одной из приоритетных задач было посещение мест, где побывали века назад Христос, Будда и Майтрейя.

Из Кашмира в августе 1925 г. по древнему караванному пути экспедиция пришла в высокогорный Ладакх (Малый Тибет) и задержалась в Лехе - столице Ладакха (с 26.8). Раздавали пророчество Учителя. Осмотр буддийских монастырей, живописных и наскальных изображений, особенно Майтрейи. Знакомство с буддийскими текстами и устными преданиями. Беседы о Шамбале. Поиск легенд о пребывании здесь Христа и Будды, о Гесэр-хане - Спасителе прошлого и будущего. Осмотр мемориальных мест Будды, Христа и раджи Чарнойи (последнего воплощения Майтрейи). Некоторое время жили возле места проповеди Христа (около храма Дуккар). Этнографические наблюдения. Жители, включая правителя, приветливы, охотно помогают. Н.К. в Ладакхе (включая экскурсии по окрестностям Леха) пишет много этюдов гор, монастырей, ступ, изображений Майтрейи на скалах и т.п. 19.9 покинули Лех. Перевалили горную цепь Каракорум, пройдя самой высокогорной в мире (5670 м) караванной дорогой. На этом этапе экспедиции Н.К. иногда именовался "Махатмой Ак-Дордже".

3.10 прошли китайский пограничный пост. В дороге (8.10) Н.К. задумал серию картин "Майтрейя". 14.10 пришли в Хотанский оазис, когда-то бывший значительным центром буддийской культуры и где Будда решил идти на Алтай. Поселились за пределом современного города Хотана, на месте, где город был при Будде (Учитель назвал место Бурхан-Булат). Здесь были задержаны на несколько месяцев без сколь-либо разумных объяснений. Местный губернатор оказался одержимым. Сразу же было запрещено писать картины вне дома, не было условий и для археологической работы. Н.К. неустанно посылал письма (в основном с караванами, поскольку почта перехватывалась) тем, кто мог бы вызволить из фактического заточения. Здесь идеалистичные представления Н.К. о Китае приобрели более реальную форму: "...жизнь... людей превращена в беспросветную тьму" ("Алтай - Гималаи"). Однако разочарование не было похоронной эпитафией: "Жизнь застыла, как бывает перед волной новых построений" (там же). Тем больше у Рерихов возрастало желание принести сюда культурно-духовное спасение. В Хотане Н.К. написал цикл картин "Красный всадник", или "Майтрейя".

Наконец, при содействии английского и советского (М.Ф. Думпис) консулов, находящихся в Кашгаре, экспедиция вырвалась. 28.1.1926 пошли вокруг пустыни Такла-Макан. 12.2 пришли в Кашгар. "Через шесть дней кончается приготовительный период... становимся дипломатами имени Майтрейи" (Дн-6.2.26). Поселились в доме Русско-Азиатского банка. Время тянулось в ожидании разрешения на дальнейший путь и выдачи почтового денежного перевода. Здесь Рерихи впервые прочитали советские газеты и сделали вывод, что СССР "воистину новая страна", занятая "прекрасным строительством". Вариант дальнейшего движения на восток по Китаю оказался неосуществимым из-за военных действий. 26.2 выехали, в дороге Н.К. наконец получил возможность делать зарисовки, записал любопытные легенды. Однако буддийские, да и вообще культурные древности по-прежнему почти не встречались (разве что разрушенные пещерные храмы), а впечатления от здешней жизни были лишь немного лучше хотанских. Попытке пройти землями калмыков, продолжительных переговоров с торгутами-буддистами и их тоин-ламой помешали китайцы, чуть не дошло до стрельбы. Населенные пункты, посещенные более чем на сутки: Аксу, Куча (Кучар), Караша(х)р (Яньцзи). 11.4 прибыли в столицу северо-западной части Китая (Синьцзяна) Урумчи. Здесь отрицательные впечатления были скрашены общением с образованными европейцами и дружбой с советским консульством, особенно с А.Е. Быстровым (см.). Н.К. нарисовал эскиз постамента памятника В.И. Ленину, установка которого, однако, была запрещена китайцами. 8.5 Н.К. составил завещание о передаче всего имущества, картин и литературных прав жене, а после ее смерти - Всесоюзной компартии, то есть СССР.

Дождавшись из Советского Союза проездных виз, 16.5 выехали, по пути в Джунгарии регистрируя многочисленные погребальные курганы - следы великих переселений кочевых народов. Раскопки были невозможны из-за банд грабителей. 28.5 достигли советского пограничного поста Кузеюнь (ныне пос. Шорбас). Сразу же встретили доброжелательность и любознательность к самым широким, даже космическим темам. 31.5-1.6 в Тополевом Мысе на озере Зайсан в ожидании парохода. Грузчики собираются и просят "рассказать". На пароходе команда и пассажиры тоже хотят лекций. Пароходом по Иртышу, 4.6 пересадка на другой пароход в Семипалатинске. 8-10.6 в Омске: видели знамя Ермака в соборе (позднее оно пропало), посетили музей, где Н.К. обнаружил два своих эскиза и дал денег на ободки для них.

Поездом добрались до Москвы, пробыли там с 13.6 до 22.7. В первый же день присоединились М. и З. Лихтманы (привезли деньги и вещи для продолжения экспедиции). Ждали монгольский паспорт. Вели переговоры по проекту "Белуха" (см.) в Концессионном комитете и горном отделе ВСНХ. Посещали Наркомпрос и Наркоминдел, встречались с наркомами Г.В. Чичериным и А.В. Луначарским, с Л.Б. Каменевым, Н.К. Крупской и др. Луначарский предлагал Н.К. вернуться на Родину и занять пост наркома просвещения. В музейном отделе ЦК пришлось взять разрешение на вывоз приобретенных экспедицией предметов искусства и написанных самим Н.К. картин. Рерихи передали серию картин "Майтрейя" (для дальнейшего помещения в Третьяковскую галерею), Послание Гималайских Махатм и ларец с землей из Бурхан-Булата (см. выше) на могилу Ленина, с надписью по-тибетски "Махатмы на могилу русского Махатмы". "Скажите: земля, где ступал Будда, думая об Общине Мира" (Дн-7.1.26). В ГПУ были произнесены имена Майтрейи и Шамбалы; от ареста были спасены скоропостижной смертью Ф.Э. Дзержинского (20.7). "Настоящее мужество состоит в том, чтоб принести Мое письмо самым страшным людям. Нельзя выразить около каких опасностей прошли в Москве. Малейшее сомнение или содрогание могло принести разрушение... Считаю результат Москвы важным исторически" (Дн-18.7.26). Любопытно, что как раз в дни пребывания Рерихов и Камня с ними прошел (14-23.7) пленум ЦК с яростным противостоянием объединенной оппозиции. Посещали новые музеи, встречались со старыми знакомыми и с молодыми художниками, отбирали картины для выставок Корона Мунди в США, планировали прочие американо-российские мероприятия.

26-27.7 Новосибирск, 28-29.7 Барнаул, 30.7 Бийск (в обоих алтайских городах встречи с художниками). Трудная дорога через Усть-Кан. Рассказы о Беловодье, Белом Бурхане (т.е. Будде, по предположению Н.К.), духовные православные стихи про Иосафа (тоже Будда). 7-19.8 в селе Верхний Уймон Горного Алтая. Поселились у В.С. Атаманова (см.) в историческом доме (был штабом белого и красного правительств в гражданскую войну). Сбор минералов, растений, медицинских средств. Н.К. пишет этюды, иногда прямо в седле. Шлет письма Чичерину и председателю облисполкома с планом культурного и научного подъема местности. Две поездки к горе Белухе, с юга и с севера. 17.8 Е.И. записывает: "...видели Белуху и долину города" (было два варианта Города Знания Звенигорода - на Алтае или в Гималаях). Далее обратный путь: 24-26.8 Бийск, 27.8 Барнаул, 27.8-3.9 Новосибирск (везде - встречи с художниками), поездом на восток, 7-9.9 подготовка в Верхнеудинске (Улан-Удэ), потом на автомобилях через Троицкосавск (ныне Кяхта) в Монголию.

В Ургу (Улан-Батор, среди прочего - место резиденции третьего тогда по значению иерарха буддистского мира Хутухты) прибыли 11 или 12.9, поселились сначала, по Указанию Учителя, в доме юриста П.В. Всесвятского и Е.П. Горбуновой - сестры секретаря Ленина Н.П. Горбунова. Здесь Е.И. записала 4/5 книги "Община", издала ее и "Основы буддизма". Выпущена также книга Н.К. "Алтай - Гималаи. Мысли на коне и в шатре (оттиск вступления)". Н.К. написал около сотни картин (в том числе - виды в районе священной горы Богдо-Ул(а), известной как родина Чингисхана). Интенсивно сотрудничали с Ученым Комитетом Монголии. Ю.Н. изучал историю Монголии и современную ее жизнь, включая религиозную, и разговорный монгольский язык. Обнаружили древний "звериный стиль" (хорошо известный здесь до того лишь в металлических изделиях) на местных тканях и других материалах. Собирали коллекции, посещали буддийские монастыри и храмы и книгохранилища. Выяснились глубокие знания монгольских лам, обнаружились новые для Рерихов предания о Великих Учителях. Даже солдаты вождя революции Сухэ-Батора, как оказалось, сочинили песню-марш "Северной Шамбалы война": "Пусть мы умрем в этой войне, но родимся вновь воинами Владыки Шамбалы". 11.3.1927 Н.К. подарил монгольскому правительству картину "Ригден Джапо - Владыка Шамбалы" ("Великий Всадник"). "В будущем воплощении Его Святейшество Таши лама родится как Ригден дже-по, будущий правитель Шамбалы, призванный победить приверженцев зла и установить царство Майтрейи, грядущего Будды. Учение Шамбалы – это сокровенное знание Монголии и Тибета, и Его Святейшество Таши лама является его главным мировым проповедником" (Ю.Н. Рерих. "По тропам Срединной Азии"). От путешествия Ю.Н. в Китай к Таши-Ламе отказались из-за военных действий там. С начала марта начались сборы в поход. Получили снаряжение, оставленное экспедицией П.К. Козлова, и разрешение из Лхасы идти через Тибет. Ю.Н. обучал нанятых в экспедицию ружейным приемам и установке палаток. Накануне отъезда Лихтманы привезли новое снаряжение, палатки, одежду и медикаменты, забрали в США картины и только что изданные книги "Община" (были в Улан-Баторе с 29.3 по 17.4). "Основы буддизма" вышла немного позже ухода из Урги, несколько экземпляров были посланы вдогонку. На новом этапе в состав экспедиции влились сестры Богдановы (см.), К.Н. Рябинин (см.), П.К. Портнягин (см.), нанятые работники и попросившиеся в караван бурятские ламы. 10.4 Н.К. составил завещание о передаче оставшихся в СССР картин (своих и национализированной коллекции) жене, а после ее смерти - сыновьям.

На следующем этапе экспедиции Н.К. иногда именовался Рита Ригден или Ритаригден Чомдендэ. 13.4.1927 выехали на автомашинах. 24.4 добрались до пограничного монастыря Юм-Бейсе, а там наняли верблюдов. 30.4 свернули лагерь и углубились в пустыню Гоби (территория Китая). Лама-контрабандист провел через разбойничьи места. 12.5 были у замка недавно убитого Джа-ламы - разбойника с претензией на духовного лидера, полководца, освободителя Монголии от китайцев, мечтавшего создать в Центральной Азии государство, включающее Монголию, Тибет и Синьцзян. 21.5 достигли оазиса Шибочен (Ших-пао-чьенг) в одной из долин Наньшаня, а 18-24.6 перебрались на реку Шарагол. Пришлось ожидать подходящего сезона. Провели этнографическое и лингвистическое исследование Наньшаня и горной части Цайдама. Изучали фауну и флору. Писали книги. Н.К. - картины. Закупали вьючных животных и продовольствие. Построили субурган (или ступу, культовое сооружение) на священном месте, которое посетил один из Махатм Шамбалы за 40 лет до этого. 28.7 присоединились Н.В. Кордашевский (см.) и Александр Алексеевич(?) Голубин из Тяньцзиня (воевал в Первую мировую войну, а потом в армии Колчака, где был личным телохранителем генерала Бакича; в экспедиции выполнял функции завхоза), и в тот же день сель смыл палатку Ю.Н., уничтожив часть экспедиционных материалов. 5.8 видели в небе летательный аппарат Белого Братства. 10.8 едва не дошло до перестрелки с солдатами налогового отряда, намеревавшегося крупно поживиться. За несколько дней до отъезда загадочный всадник предупредил о засаде впереди - шла война голоков с монголами.

19.8 по новому для европейцев пути двинулись в Тибет. 25-29.8 стояли на реке Ичигин-гол, дожидаясь присоединения каравана тибетского торгового агента с оружием. 30.8 начались озера и болота соляной пустыни Цайдама. 4-5.9 смертельно опасный переход с минимальными привалами по соляной корке озера. В это время Е.И., Н.К. и Кордашевский видели образ "астральной майи" города времен Атлантиды.

В полночь с 9 на 10.9 вошли в горы Тибета. 13.9 столкнулись с разбойниками, но умелая организация обороны Н.К. спасла от боя. Правильный выбор перевала спас и от второй засады. 14.9 перевалили Нейджи, 16.9 вышли на плато Чантанг, высотой около 5 км, простирающееся почти через весь Тибет. В дороге - впечатляющие наблюдения природы и признаки близости Шамбалы. Приблизительно 21-24.9 пересекли тибетскую государственную границу.

9.10 военный пост остановил экспедицию "на пару дней", которые растянулись в месяцы. Это было сделано под давлением английской разведки (резидента в Гималаях Ф.М. Бейли) на тибетские власти (правительство потом заявило, что было не в курсе) и под воздействием темных сил. Встали в летних палатках на реке Чунарген (Чу-на-кхе, "река старости") в пустынном месте, именуемом Чортен-кар-по ("Белая Ступа". "На этом месте Пятый Д[алай-]Л[ама] простился с провожатыми..." (Дн-24.10.27) и один отправился в Шамбалу), под надзором солдат. Посылавшиеся письма и телеграммы не отправлялись, но Н.К. неустанно продолжал писать. Путешественникам запретили общаться с проходящими караванами и покупать у местных продукты и грабили обе стороны на посредничестве, так что кончились деньги, и было предложено продать оружие. Суровейшая зима (до 55 градусов мороза, глубокий снег) испортила кинопленки, убила почти всех экспедиционных животных и четырех человек. Все болели, и лишь особые медицинские средства спасли всех европейцев. 17.12 перебрались недалеко к монастырю Шаруген (Шаругон), где скалы защищали от ветра.

6.1.1928 из Нагчу приехали два губернатора, большие интриганы и взяточники, и все же пошла весть в Лхасу - столицу Тибета - о бедствиях экспедиции. Ожидание, однако, продолжалось. В период блокады посещали ближайшие окрестности, собирали минералы и растения, делали зарисовки, в монастыре изучали рукописи тантристско-языческой веры бон, открыли звериный стиль в орнаментах сумок, одежды и оружия, изучали жизнь и диалект местных кочевников хор-па, а также их версии сказания о легендарных прошлых и будущих подвигах Гесера, являвшегося для них фактически религиозным каноном. Н.К. не оставлял художественную и писательскую работу, Е.И. записывала книгу "Агни Йога". Доктор Рябинин вел наблюдения о высокогорных состояниях и действии препаратов Агни-Йоги. Пять человек вели дневники.

23.1 приехали в грязный городишко Нагчу, поселились в доме, установили железные печи. От ядовитого дыма топлива у Е.И. возгорелись центры, и она не погибла лишь благодаря дистанционной помощи Белого Братства. С этих пор ее сердце было сильно повреждено, давало перебои. Н.К. уже в полной мере познал реальное состояние "священного" Тибета. С одной стороны, даже в Нагчу оказался храм Майтрейи, с другой - монахи, особенно старшие, вовсю нарушали заветы Будды, докатившись до беспрестанной лжи, ханжества, убийств и коммерческих расчетов на молитвенных четках. Осталось невежественное самомнение и развилось самодурство. Таши-Лама (или Панчен-Лама), духовный лидер Тибета (Далай-Лама - скорее административный), в 1923 г. сбежал оттуда, а за ним и другие одухотворенные ламы. Оказалось, что тогдашний Тибет, при духовных заслугах в прошлом и высокогорных условиях, способствующих развитию психической энергии, - разложившееся, отпугивающее любопытных обрамление в принципе не деградирующей Шамбалы. "Есть что-то сужденное в умирании старого Тибета. Колесо закона повернулось. Тайна ушла. Тибету некого охранять, и никто не хранит Тибет. Исключительность положения как хранителя буддизма более не принадлежит Тибету, ибо буддизм, по завету Благословенного, делается мировым достоянием... Правда, в горах бывают удивительные явления, но они не имеют отношения к ламству... И Тибет не имеет более права укрываться за не принадлежащей ему таинственностью" ("Алтай - Гималаи"). В 1959 г. Тибет захватили китайцы, и буддизм, включая Далай-Ламу, перекочевал оттуда в Индию и западные страны.

Сроки (последний - 24.11) прихода Западной Буддийской Миссии в Лхасу уже прошли, Н.К. был Утвержден западным Далай-ламой (см. Дн-24.10.27) и вел переговоры лишь о скорейшем выходе в Индию. Маршрут был навязан обходной, гораздо длиннее обычного, более северный - около Великих Озер Центрального Тибета. В пути предоставляли ездовых и вьючных животных (с оплатой аренды после путешествия), правда, далеко не всегда сразу и охотно. Бейли же вообще настаивал на изгнании обратно через Китай.

4.3 вышли. Не хоженый европейцами маршрут по области Великих озер и по Трансгималаям давал иногда замечательные научные наблюдения. Писать этюды Н.К. запретили (подозревая съемку планов местности), а копать землю в Тибете в принципе всем было запрещено, но зато Рерихи открыли первые для Тибета мегалиты (менгиры и кромлехи, археологически крайне интересные стоячие камни, напоминающие о друидах) и каменные могилы-ящики, увидели множество изображений креста, схожие с готскими пряжки и точь-в-точь русские кокошники. То есть опять были найдены следы переселений народов и их культурной общности. Ю.Н. познакомился с еще несколькими диалектами тибетского. Во второй половине апреля одолели шестикилометровые перевалы и спустились к священной реке Брамапутре. 30.4 переправились через нее, через дзонги (административные центры) Тингри, Шекар и Кампа вышли к перевалу Сепо-ла, а оттуда спустились в Гангток, столицу Сиккима. На этом участке дороги Н.К. впечатлила архитектура монастырей и крепостей, и он написал ряд картин серии "Твердыни Тибета". 27.5.1928 прибыли в Дарджилинг, где занялись обработкой научных и художественных материалов. Поселились в том же доме.

Хронологические рамки Ц.-А. э. можно рассматривать и шире: Н.К. был склонен отсчитывать ее с приезда в Гималаи, а последующие малые экспедиции "Урусвати" иногда называл продолжением большой. Да и весь зарубежный период он рассматривал как большое путешествие, после которого они вернутся в Россию с собранными экспедиционными материалами.