Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Андреев Леонид Николаевич

Андреев Леонид Николаевич

(9/21.8.1871, Орел,-12.9.1919, Нейвола (ныне пос. Горьковское Ленинградской обл.) - прозаик, драматург, публицист, редактор. Отец Даниила Андреева - автора "Розы Мира". "...большой мыслитель, прозорливый и устремленный в грядущее" (ЛД-19.5.35).

Друг Н.К. Рериха, и познакомились они почти наверняка не раньше середины 1907 г., когда Л.Н. переехал в Петербург. Как раз в это время у него изменился стиль, с отказом от ненужных деталей, что так свойственно было для Рериха. В 1907 или 1908 г. Л.Н., когда редактировал альманах "Шиповник", приглашал Н.К. к более тесному сотрудничеству. Что имелось в виду? Н.К. делал иллюстрации для этого издательства, но не исключены были разговоры о литературной работе. Возможно, именно он задумал несостоявшееся издание книги Н.К. "Радость искусства" в "Шиповнике" в 1908 г. Входил в состав комитета по организации персональной выставки Н.К. (1917 г.; не состоялась). Л.Н. - автор знаменитой даже своим названием (многократно использовавшимся другими авторами) статьи о Н.К. "Держава Рериха", опубликованной в финской газете "Русская жизнь" в день открытия выставки 29.3.1919 и с тех пор не менее десяти раз перепечатывавшейся только на русском языке, а также в финском переводе ("Otava", 3.4.1919) и много раз в английском. Эта статья была последней законченной в жизни Л.Н. (написал 25.2-2.3.1919), и последнее в его жизни письмо было адресовано Н.К. Н.К. же в 1919 г. способствовал нескольким изданиям брошюры Л.Н. "S.O.S." и предоставил для обложки свой рисунок "Меч мужества". В конце 1919 - начале 1920 пытался организовать издание дневника Л.Н. Обложка книги Л.Н. Андреева "S.O.S."

Л.Н. пристрастился к чтению с шести лет, всю жизнь очень много читал. В пятом классе увлекся философией пессимизма и темой смерти (либо уничтожения этого чудовищного мира, либо освобождающего ухода из него). Литературные способности проявились рано, но зарабатывать творческим трудом начал (был вынужден из-за смерти отца в 1889 г. кормить семью) как художник (зарабатывал также репетиторством). Рисовал на заказ портреты. Впоследствии много самостоятельно занимался живописью и фотографией. Картины его экспонировались на выставках и репродуцировались в журналах. Автопортрет Л.Н. Андреева Автопортрет

В 1891 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета, в 1893-7 гг. закончил аналогичный Московского и устроился в судебный округ. К весне 1900 г. (?) адвокатскую работу прекратил. Начал изредка публиковать рассказы с 1892 г. Писал в отдел справок в газете. В 1897 г. был приглашен судебным репортером в одну газету, в другой писал фельетоны, театральные рецензии, очерки, а пасхальный рассказ, опубликованный 5.4.1898, имел вдруг такой успех, что Л.Н. занялся художественной прозой гораздо интенсивней. Был замечен М. Горьким и весной 1900 г. приглашен им в литературный кружок "Среда" при издательстве "Знание". С 1902 г. редактор беллетристического отдела газеты "Курьер". Ряд лет имел сенсационную популярность ("второй после Льва Толстого") как беллетрист и драматург. Были и сценарии для кинематографа. В 1913 г. вышли уже два собрания его сочинений, из 8 и 13 томов. С ноября 1905 г. по май 1907 г. жил за границей (Германия, Швейцария, скандинавские страны, Италия); заграничные поездки 1909-14 годов были туристическими.

Родоначальник экспрессионистской драматургии (на Западе она появилась позже). Его произведения шокировали русское общество обнаженностью внутренней психологической борьбы и нервной напряженностью языка. Ситуации часто изображал самые трагические, где поиски светлого в жизни упирались в "стену" несовершенства страстной человеческой природы и гнета социума над индивидуумом. Проигрывали его персонажи и на пути религиозном (точнее, в испорченной предрассудками церковной его форме - в глубину он, пожалуй, не погружался, его даже считают атеистом). Позитивного выхода Л.Н. внятно не предложил, поскольку не находил его в жизни (кроме лишь отдушины в искусстве, науке, светлой любви); его миссия, похоже, состояла в том, чтобы продемонстрировать негодность при существующем порядке вещей всех обычных (бездуховных) средств, включая интеллект. Сам решительно отказывался смиряться, привыкать. Показывая обыденную жизнь странно, он давал понять, что она неестественна, уродлива и примитивна. Все поверхностное бессильно перед хаосом и омертвляет действительно глубокое, например, любовь.

Идеал не видел, но чуял несоответствие жизни идеалу. О "новой, совершенной и счастливой жизни", о "правде, счастье и свободе" он в своих произведениях мечтал, но показать образцы такой светлой жизни почти не умел, как, например, собирался к своей "Бездне", с ее сюжетом падения, написать для равновесия "Антибездну", да не смог. Около 1910 г. стал пробовать вкладывать в художественную прозу программные идеи, но это психологическое конструирование охладило к нему читателей. Все больше он становился философом-публицистом, обратился к написанию статей. Особо можно выделить трактат "Письма о театре".

Л.Н. и писал, и жил трагично, много сострадал и страдал (прежде всего от неразделенной любви) в жизни. И обнажение им в писаниях страданий в какой-то мере ускорило разрушение старого мира. Революции он желал, но не как форму межклассовой борьбы, а "истинную" - всеобщую духовную, освобождающую. Главной проблемой русской литературы называл проблему совести.

Ненавидя войну (показателен его рассказ "Красный смех"), он оценил приход Первой Мировой как неизбежное тогда зло разрушения: "Разгром Германии будет разгромом всей европейской реакции и началом целого цикла революций". Но таких масштабов зверства Л.Н. явно не ожидал и в 1918 г. объяснял свое прежнее приятие войны инстинктом самосохранения во избежание лишения рассудка. Во время войны он значительно сник как писатель, стал много болеть на нервной почве, а черные пятна в поле зрения мешали ему работать. Свое, как можно предположить, назначение (побуждение общества к тотальному очищению, катарсису) он уже реализовал. Старый мир уже рушился вполне физически, игры воображения уже не требовалось. Примечательно, что еще в 17 лет Л.Н. предвидел, что тема разрушения будет в его творчестве основной.

Исключая год, с осени 1916 г. (когда он в Петрограде редактировал 3 отдела газеты "Русская воля" и с 13.4.1917 был ее главным редактором; а покинул город сразу после ее закрытия 26.10, ненавидя большевиков за насилие над свободой, хотя в 1905-6 гг. был к ним близок, а царю-насильнику предсказывал скорое свержение и казнь), с 1908 г. Л.Н. жил в Финляндии в Ваммельсуу в построенном по его эскизам (в соавторстве с архитектором) доме. Дом поначалу часто посещался культурными знакомыми, а с войной пришло угнетающее одиночество. В апреле 1918 г. Финляндия и вовсе была отрезана от России, и Н.К. стал чуть ли не единственным культурным человеком, с кем он общался (17.10.1918) и переписывался в конце жизни. Н.К. усмотрел в личных беседах у него позитивную устремленность в будущее, но вряд ли Л.Н. видел программу восхождения России. Воспринимал он прежде всего негатив, а его проекты "спасения" страны бывали ошибочны, как не раз он ошибался в жизни и как ошибались его персонажи. Понять, что их с Н.К. сближало, можно по фразе из письма Л.Н. от 25.11.1918: "Если я "духовидец" только по праздникам, то Вы такой всегда...". Л.Н. констатировал, что гениально он пишет лишь когда "не думает" (тогда, напрашивается предположение, у него включался канал иеровдохновения), от себя же, размышляя, он выдавал лишь не более чем талантливые произведения. Во время бесед с Н.К., надо полагать, высший позитивный канал у Л.Н. включался.

Перед смертью 3-4.9.1919 он писал Н.К.: "Изгнанник трижды: из дома, из России и из творчества... с... Россией ушло, куда-то девалось, пропало то, что было творчеством". В последние дни собирался в Лондон, где Н.К. нашел для него работу. 19.9.1919 Н.К. выступил с речью на вечере в память Л.Н. в Лондоне.

Из статьи Н.К. "Памяти Леонида Андреева", опубликованной во втором нью-йоркском сборнике "Родная Земля": "...я встретил А-а в октябре 1918 г... Свободолюбивый... Л.Н. понимал, что сейчас борьба ведется... словом, широкою пропагандою, около которой во имя истинной культуры должно объединиться все разумное. Напитанный противоречиями жизни, он слагал свои светлые призывы человечеству... грозные, эпически пророческие видения и образы А-а только теперь будут поражать человечество и вызывать вечный вопрос, откуда же пришло все это?.. Разбилось еще одно прекрасное сердце, знавшее, что такое Великая Россия... когда космически широко надо уметь мыслить во имя истинной культуры, как нужен... работник, понявший, что за пределами брюха существует красота и мудрость... будущая жизнь. 1920". См. также "лист дневника" 1937 года.